Владимир Миклушевский снизил былую интернет-активность.
Фото с официального сайта губернатора Приморского края
Больше месяца длится молчание губернатора Приморья Владимира Миклушевского в его микроблоге в Twitter. Глава края забросил сервис микроблогов накануне саммита АТЭС-2012. Эксперты расходятся в оценке причин отказа главы региона от активной жизни в Интернете. Есть и экстремальные предположения о его скором увольнении, и мнения об усталости от диалога с народом, и заявления о смене тактики общения с избирателями.
Пользоваться микроблогом Twitter (англ. «чирикать», «щебетать») Миклушевский начал в первые дни после своего назначения на пост губернатора в марте с.г. А одной из первых встреч губернатора-варяга стало общение с блогерами края. Блог главы региона напоминал жалобную книгу, в которой он вел активную переписку даже с оппозиционерами, которых при экс-губернаторе Сергее Дарькине выставляли в роли «городских сумасшедших». За полгода Миклушевский обзавелся в Twitter более 4,7 тыс. читателей и написал 1849 твитов, вел непрерывный диалог с общественностью, обещая проверить, вникнуть, наказать, поручить или перепоручить. Его волновало все – от травли собак и поборов при техосмотре до проблем в ЖКХ и коррупции чиновников. «Twitter – хорошее средство, которое позволяет чувствовать пульс жизни, понимать нужды жителей, общаться, вести дискуссии», – заявлял Миклушевский.
Губернатор, позиционирующий себя демократом и обещавший приморцам в отличие от авторитарного Дарькина гражданское общество, эмоционально реагировал на сообщаемые нарушения: «Езжу по городу. Посетил аптеку, поликлинику. Есть ощущение, что пытаются показывать потемкинские деревни», «Это просто ужасно. Вы знаете, как я отношусь к животным. Поручил расследовать этот жестокий поступок» (по поводу травли собак перед саммитом АТЭС. – «НГ») и т.д. С помощью Twitter провозгласил проведение «Гражданского референдума» накануне избирательной кампании в Думу Владивостока, обсуждал создание в крае открытого правительства, работу общественных советов по приемке объектов саммита АТЭС, формирование экспертных советов.
За старания Миклушевский получил лавры одного из самых открытых и цитируемых глав дальневосточных регионов (по версии Национальной службы мониторинга и Института независимых политических исследований), а в рейтинге информационной открытости глав субъектов РФ занял седьмое место.
Из Twitter Миклушевский ушел 23 августа с.г., сославшись на сильную занятость подготовкой к саммиту АТЭС, и до сей поры не подает признаков виртуальной жизни. Эксперты по-разному оценивают причины происходящего. Одни считают, что, «отработав» саммит, отдохнув неделю за границей и отметив день рождения, Миклушевский сосредоточился на решении задач региона. Политическая жизнь обострилась из-за предстоящих выборов в Думу Владивостока, в положительном исходе которых заинтересован глава региона. Подконтрольный городской парламент необходим Миклушевскому как рычаг влияния на мэра Игоря Пушкарева, обладающего более высоким рейтингом.
Другие полагают, что, достигнув поставленной цели – стать своим для жителей региона – и сформировав команду, Миклушевский просто сменил тактику. «Он вошел в региональную политэлиту, решил проблему статусности, – рассуждает политолог Виктор Бурлаков. – Вероятно, по совету имиджмейкеров он теперь пойдет традиционным и простым путем: увеличит число интервью, сюжетов со своим участием. Хотя существовавшая прежде открытость была иллюзорной – все важные решения принимались кулуарно».
Глава Центра изучения новых вызовов и угроз нацбезопасности Александр Сухаренко не видит причин для открытости губернатора: саммит прошел, он оказался «пустым» для региона, «посадки» в рамках декриминализации региона, обещанные Миклушевским при назначении, не случились. «А сейчас начался переезд федерального университета на остров Русский, высвобождаются материковые здания, которые обретут новых собственников, – отмечает эксперт. – Каждый объект – это как минимум несколько десятков, а то и сотен миллионов долларов. Скорее губернатор очень занят этими проблемами». Собеседник «НГ» предполагает, что Миклушевский ушел в тень оттого, что решается его будущее – в Приморье популярна версия о том, что он был назначен лишь на время, на период окончания подготовительной кампании к форуму АТЭС и его проведения. Виктор Бурлаков признает, что для существования такой точки зрения есть основания, но она малоперспективна. Ведь слухи о снятии прежнего главы региона ходили с 2007 года, а в отставку Дарькин ушел лишь после 11 лет губернаторства. «Назначение Миклушевского было поспешным: резкий взлет ректора федерального вуза в губернаторы, минуя ступеньку административной работы, нехарактерен для России, потому что рискован. С кадрами у нас все же работают. А уход с должности главы региона в первый год после назначения плохо скажется на имидже федеральной власти. Бессмысленно было возвращать Приморье в «додарькинский период», если федеральный Центр намеренно от этого уходил», – резюмирует Бурлаков.
Владивосток