Саммит во Владивостоке – первый подобный форум, проходящий в России.
Фото ИТАР-ТАСС
Вчера в столице Приморья продолжались мероприятия в рамках недели саммита АТЭС: молодежный форум, совещание старших должностных лиц, первое пленарное заседание Делового консультационного совета АТЭС. Горожане пытаются осмыслить поток информации, а эксперты полагают, что главные сенсации впереди.
Сделаны и первые заявления. Замдиректора Российского центра исследований АТЭС, чрезвычайный и полномочный посол РФ Глеб Ивашенцов объявил, что расстановку сил на рынке морских перевозок может изменить развитие Северного морского пути: «С момента постройки Транссиба Россия была мостом между Тихим океаном и Европой, однако железнодорожные магистрали (Транссиб и БАМ), которые используются для грузоперевозок, а также тихоокеанские порты нуждаются в модернизации».
Северный морской путь в отличие от традиционного следования через Суэцкий канал может на треть сократить путь из Йокогамы в Роттердам. «Кроме того, это будет способствовать освоению Арктического шельфа для добычи углеводородов, поскольку упростит их поставку на рынки участников АТЭС», – резюмировал замминистра, добавив, что для развития пути нужна конкретная программа, в том числе инвестиционная.
Председатель группы старших должностных лиц АТЭС, замминистра иностранных дел РФ Игорь Моргулов после совещания старших должностных лиц АТЭС даже «запарился» отвечать на вопросы журналистов. «Мы готовили лишь рекомендации министрам, которые они рассмотрят и передадут лидерам стран АТЭС. Встреча показала, что делегации настроены на конструктивный лад, и это дает основания полагать, что предстоящая встреча глав государств будет результативной», – сообщил дипломат. Моргулов отметил, что Россией выдвинуто более 50 предложений, касающихся «торгово-инвестиционной либерализации и регионально-экономической интеграции», собственно ради чего и собирался форум. Предложения, к примеру, касаются противодействия протекционизму, продовольственной безопасности, совершенствования поставок в регионе и т.д. Российская сторона обозначила и новую тему для обсуждения: поощрение инноваций, которые являются эффективным инструментом модернизации экономики. Но долго рассуждать на эти темы Моргулов не стал – извинившись, закруглил разговор, объяснив это некомфортностью помещения. «Тут очень жарко», – посетовал дипломат.
Жарко в этот день было не только VIP-чиновнику. Губернатор Приморья Владимир Миклушевский, отвечающий за комфорт гостей саммита, получил выговор от волонтеров, встречающих в международном аэропорту гостей. В аэропорт губернатор приехал, чтобы проверить, насколько радушно встречают участников форума. Молодые люди пожаловались ему, что вынуждены за свой счет покупать гостям местные SIM-карты. Другие организационные недостатки, которые Миклушевский заметил и без подсказки, как сообщила пресс-служба краевой администрации, он поручил «устранить в предельно короткие сроки».
Саммит во Владивостоке – это первый подобный форум, проходящий в России. Объем инвестиций на его подготовку составил более 600 млрд. руб. Ключевое мероприятие – встреча лидеров 21 государства региона – пройдет 8–9 сентября.
Профессор Дальневосточного федерального университета Михаил Терский не увидел пока в российской повестке изюминки, которая могла бы заинтересовать регион. «Скорее это будет экономическая презентация России, демонстрация готовности жить по правилам стран – членов клуба АТЭС. Об этом свидетельствуют темы дискуссий: «Экономическая интеграция – преимущества и побочные эффекты» и «Россия в АТЭС: курс на равноценное партнерство», – рассудил в СМИ эксперт. – Важно, что второй разговор предваряет пленарное заседание саммита, на котором выступит Путин. Полагаю, что главные заявления прозвучат из его уст».
Экономист ожидает, что это будут конкретные предложения и обязательства страны по реальной интеграции страны в экономику АТР. «Сенсацией могло бы стать заявление президента о том, что Россия начинает активные переговоры по вступлению в Тихоокеанскую зону свободной торговли, к которой присоединяются Япония, Канада, Мексика и США. А к 2020 году экономики АТЭС намерены сформировать зону свободной торговли во всем регионе, то есть снять все ограничения по движению товаров, инвестиций, людей. Россия интегрируется в эту зону или опять в стороне останемся? Хотел бы услышать ответ на форуме», – резюмирует эксперт.
Владивосток