В мэрии Красноярска отсутствие у города краевого столичного статуса мало кого беспокоит.
Фото автора
Вчера депутат горсовета Красноярска от ЛДПР, адвокат Александр Глисков подал в Федеральный суд Центрального района города заявление о признании незаконным бездействия Законодательного собрания. По мнению автора заявления, краевой парламент нарушает права горожан, не принимая закон о столичном статусе Красноярска. Депутаты и эксперты связывают появление этого иска с декабрьскими выборами в Заксобрание.
Александр Глисков ссылается на то, что «согласно ст. 28 Устава Красноярского края, административно-политическим центром края и местом пребывания Законодательного собрания края, губернатора края и правительства края является город Красноярск. Статус города Красноярска как административно-политического центра края определяется законом края». По словам юриста, соответствующий закон должен был быть принят региональным парламентом еще до конца 2009 года, но этого сделано не было.
«В свое время у нас с большой помпой приняли Устав края, каждый год в сентябре депутаты Заксобрания проводят уставные уроки в школах, и при этом сами же региональную Конституцию не соблюдают! Мне кажется, что это не просто юридический нигилизм, а политическое лицемерие, – объяснил «НГ» мотивы своего шага Александр Глисков. – Есть, конечно, и экономическая сторона вопроса. Закон о столице края дал бы легальные основания финансировать из краевого бюджета обустройство исторического центра Красноярска, где расположены объекты, связанные с региональной властью. Речь идет о миллиардах рублей». Депутат горсовета уверен в успехе своего иска: в 2002 году Глисков уже оспаривал бездействие Законодательного собрания в похожей ситуации, и суд обязал краевой парламент привести региональное законодательство в соответствие с Кодексом об административных правонарушениях.
В Законодательном собрании к иску либерал-демократа отнеслись спокойно. «Это обращение в суд скорее всего просто пиаровский ход члена ЛДПР накануне выборов в Заксобрание, – заявил «НГ» вице-спикер парламента Алексей Клешко. – Мы, конечно, можем принять красивый закон-декларацию о столичном статусе Красноярска, но вряд ли это нужно горожанам. А тема действительно сложная. Дискуссии вокруг этого закона ведутся уже несколько лет. Не принимается он не из-за бездействия краевого парламента, а потому что не так просто найти золотую середину, которая устроила бы и муниципалитет, и краевую власть. В любом случае край Красноярск не обижает: в последние годы столица получает из регионального бюджета очень большие деньги и на дороги, и на спецтехнику, и на обустройство».
По мнению экспертов, страсти вокруг закона носят политический характер. «Два года назад закон о столичном статусе Красноярска, подготовленный группой депутатов горсовета, был торпедирован мэрией. Руководству города показалось, что он не просто ущемляет права муниципалитета, а ставит его в полную политическую зависимость от губернатора, поэтому на него было наложено вето, – вспоминает политолог Сергей Комарицын. – В любом случае, если суд обяжет Заксобрание принять этот акт, то закон станет головной болью для депутатов уже следующего созыва краевого парламента».
«Вопрос об этом законе очень спорный, – полагает политический аналитик Андрей Копытов. – Непонятно, какова должна быть его содержательная начинка. На мой взгляд, принятию этого закона должны предшествовать и общественная дискуссия, и широкомасштабные социологические исследования. Именно красноярцы должны ответить на вопрос – нужен закон о столичном статусе региону или нет».
Красноярск