В перспективе все больше тольяттинцев должны найти работу на небольших производствах.
Фото Владимира Котмишева
В крупнейшем моногороде России – Тольятти развивают сразу несколько мощных инициатив, способных диверсифицировать экономику муниципалитета и решить проблему занятости населения. Координационный совет по стратегическому развитию автограда определил, что облик города изменят крупные проекты, которые должны дополнить друг друга и уменьшить зависимость от АвтоВАЗа: программа модернизации города, создание особой экономической зоны и развитие IT-парка «Жигулевская долина».
Диверсифицировать экономику автограда планируется по комплексному инвестиционному плану (КИП) модернизации Тольятти на 2010–2020 годы. Комплексный инвестиционный план разработан в соответствии с поручением президента Дмитрия Медведева. КИП одобрен в правительстве РФ и в апреле 2010 года утвержден постановлением областного правительства. В прошлом году ключевые проекты плана губернатор Самарской области Владимир Артяков представил экспертному совету по региональной инвестиционной политике при Минрегионразвития РФ. Члены совета отметили перспективность самарских проектов и их хорошую проработку.
«Само наличие комплексного инвестиционного плана является важнейшим фактором привлекательности города для инвесторов, – считает мэр Тольятти Анатолий Пушков. – Одни из проектов могут рассматриваться как точки роста определенной отрасли, другие как локомотивы для развития ряда отраслей, а третьи как основа диверсификации экономики Тольятти в целом».
Согласно плану стратегический проект, способный расширить специализацию тольяттинцев, – особая экономическая зона (ОЭЗ) промышленно-производственного типа под Тольятти. В соответствии с планом резиденты смогут начать работу в ОЭЗ уже в 2012 году, при этом за три ближайших года там будет построена вся инженерная, транспортная, социальная и таможенная инфраструктура.
Еще один глобальный проект, предусмотренный комплексным инвестиционным планом модернизации, – строительство IT-парка «Жигулевская долина». Создание этого высокотехнологичного объекта началось в ноябре 2010 года, уже готовятся инженерные коммуникации для снабжения площадки теплом, водой, электричеством. В январе проект «Жигулевская долина» вошел в федеральную программу «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий», в рамках которой до 2014 года будет получено 1,6 млрд. руб. Кроме того, в 2010 году на реализацию проекта были выделены средства из регионального бюджета в размере 650 млн. руб.
«Сегодня уже есть конкретные результаты реализации комплексного инвестиционного плана развития Тольятти – мы перешли от планирования к практическим действиям, – уверен заместитель министра экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области Олег Майоров. – Нужно консолидировать усилия всех сторон – правительства, мэрии, руководства особой экономической зоны и всего предпринимательского сообщества Тольятти, чтобы осуществлять поиск инвесторов».
Один из главных результатов, который должны синергично дать проекты, развиваемые комплексным инвестиционным планом, – создание новых рабочих мест, что позволит городу уменьшить зависимость от производства на АвтоВАЗе. Ожидается, что только в «Жигулевской долине» будут созданы не менее 3500 рабочих мест для высококвалифицированных кадров, занятых в инновационной деятельности, и около 7500 новых рабочих мест, требующих от персонала средней и низкой квалификации. Большое количество рабочих рук также потребует развивающийся сектор малого и среднего бизнеса. На развитие в муниципалитете малых и средних предприятий сейчас выделяются целевые гранты. По данным областного правительства, в 2010 году их получили 762 начинающих предпринимателя в Тольятти.
Рынок труда в Тольятти, по оценкам экспертов, стабилизировался. За прошедший год количество безработных, зарегистрированных в автограде, снизилось в 1,7 раза. По данным Росстата, по итогам 2010 года безработица в Самарской области в целом снизилась до 4%, и по темпам ее сокращения губерния заняла первое место в Поволжском федеральном округе. На начало февраля 2011 года в городском округе Тольятти было около 9,6 тыс. безработных при уровне зарегистрированный безработицы в 2,1%.
Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов считает планы модернизации экономики автограда осуществимыми. «Не все предложенные проекты – ответ на проблему зависимости города от АвтоВАЗа. Они будут дополнением к имеющимся производствам. Уже есть резиденты, заявившие о своем интересе к самарским проектам, местные власти собираются привлекать еще многих. Заявленные планы вполне осуществимы, и, главное, не затягивать с созданием инфраструктуры, чтобы запланированные предприятия скорее начинали работать», – считает эксперт.