В прошедший понедельник губернатор Петербурга Валентина Матвиенко, депутаты городского парламента и приглашенные эксперты пытались найти выход из критической ситуации, сложившейся на дорогах города. Участники совещания пришли к выводу, что решить проблему пробок можно только сделав въезд в центр города платным. Однако губернатор, судя по всему, не готова взять ответственность за такое радикальное решение.
Петербургский социолог Татьяна Протасенко представила данные последних социологических исследований, касающихся отношения горожан к основным проблемам мегаполиса. За последние несколько лет внимание петербуржцев переключилось с социальных проблем на инфраструктурные. Сегодня каждый пятый горожанин считает транспортную обстановку в городе, качество дорог и темпы их строительства основными проблемами Петербурга. И хотя 50% жителей города полагают, что власть работает над решением этих задач, результативность этой работы у многих вызывает сомнения. Тем более что трафик растет опережающими темпами – сегодня в Петербурге насчитывается 1,5 млн. легковых автомобилей и 120 тыс. грузовиков, что примерно в 10 раз выше аналогичных показателей начала 90-х годов.
Депутат городского парламента Игорь Риммер в очередной раз поднял тему, которую петербургские политики муссируют уже несколько лет – организация платного въезда в центр города. Благодаря особенностям петербургского ландшафта, технически эта задача считается реализуемой. Путем установки пропускных пунктов на мостах можно организовать взимание платы за въезд в центр. Однако политический аспект этой задачи оказывается намного сложнее. «Платный въезд в город не приветствуются жителями, но нам придется на это пойти, – считает Игорь Риммер. – И хотя Петербург в целом выстраивает правильную идеологию в развитии транспортной инфраструктуры, без этой меры избавить центр города от пробок будет невозможно».
С этой позицией согласился специальный гость мероприятия – генеральный консул Великобритании в Петербурге Джордж Эдгар. По его словам, в Лондоне после введения платы за въезд в центр города пробок стало намного меньше.
Валентина Матвиенко к таким инициативам относится осторожно. Она считает, что пока достаточно введения полного запрета на въезд в центр города для грузовиков и развития общественного транспорта, чтобы автомобилисты сами пересаживались на метро и автобусы. Правда, нынешняя ситуация в городе говорит о том, этот процесс идет намного медленнее темпов роста автопарка города. Поэтому, по словам губернатора, рано или поздно Петербург будет вынужден принять решение об ограничении въезда частного транспорта в исторический центр. Впрочем, судя по осторожным высказываниям Валентины Матвиенко, лично она в пределах своего срока полномочий такое решение принимать не собирается. По-видимому, исследования общественного мнения показали опасность таких непопулярных мер для положения губернатора. Поэтому в ближайшее время транспортные проблемы будут решаться традиционным способом – путем ремонта дорог, который в Петербурге по неизвестным причинам предпочитают осуществлять осенью.