Половина бизнес-сообщества Приморья не знает о существовании специально разработанной «Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года». Этот вывод сделан в результате исследования, проведенного экспертами Тихоокеанского центра стратегических разработок (ТЦСР).
Как рассказал «НГ» директор Тихоокеанского центра стратегических разработок Михаил Терский, в опросе принимали участие владельцы бизнеса, занимающиеся экспортом-импортом, транспортной логистикой, руководители зарубежных компаний. Оказалось, что большая часть респондентов не знает о существовании Стратегии, а около 60% из тех, кто читал документ, считают его бесполезным. «Существует конфликт стратегического мышления между бизнесом и властью, мышление развивается в параллельных мирах, – делает вывод эксперт. – Понятно, что Стратегия – это набор целевых показателей, который определяет будущее того или иного пространства, но бизнес не увидел для себя решения главной проблемы – увеличения производительности и богатства».
«Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года» была утверждена правительством РФ в декабре 2009 года. Главная ее цель – сформировать развитую экономику и комфортную среду обитания на Дальнем Востоке, в Бурятии, Забайкалье и Иркутской области. Этим территориям предстоит совершить рывок в экономике. Суммарный ВРП должен расти более ускоренными темпами, чем в среднем по России. В Стратегии выделена «океанская» специфика макрорегиона – важнейшая роль отводится рыболовству, перспективам развития береговой инфраструктуры, рыболовецкого флота. Документом предусмотрена реализация ряда проектов, в частности в судостроении. Немало ожиданий связано с автосборочным производством «Соллерс» во Владивостоке и строительством самолетов «Сухой Суперджет-100» в Хабаровском крае.
По мнению же экспертов, в регионе сейчас нет условий для ведения бизнеса, а предприниматели с завистью смотрят на соседние зарубежные регионы. Сегодня 18 приморских компаний работают в свободной экономической зоне «Пусан»: они получили землю на 49 лет, создали логистические предприятия. «Рядом много территорий, где нас любят больше, чем на своей земле. При этом международные правовые режимы воспринимаются как эффективный инструмент защиты от административных барьеров, – продолжает руководитель ТЦСР. – Предприниматели понимают, что следующая часть их жизни будет происходить в режиме постоянных торговых и финансовых дисбалансов. Те экономики, которые будут создавать эти «пузыри», получат наибольшую финансовую ренту. Пока что это страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Но без поддержки государства пробиться на иностранные рынки трудно».
По мнению экспертов, проводивших исследование, неприятие бизнесом программы связано с тем, что у российского правительства нет понимания того, как создать на Дальнем Востоке устойчивую модель экономического развития. «Программа, на которую федеральный Центр возложил стратегическую функцию, на деле выдает желаемое за действительное и не учитывает интересы бизнес-сообщества, – подводит черту Михаил Терский. – При этом местные предприниматели чувствуют избирательность. К примеру, генподрядчик строительства Дальневосточного федерального университета, которому перейдут объекты, возводимые на острове Русском к саммиту АТЭС 2012 года, получил безлимитное право на привлечение иностранной рабочей силы. Тогда как на остальной территории Приморья решено сократить квоты на гастарбайтеров в два раза».
Главная цель Стратегии – остановить отток местного населения с насиженных мест. Реализовать этот сценарий планируется в первую очередь за счет увеличения инвестиций в экономику Дальнего Востока и Байкальского региона. В результате к 2025 году объем инвестиций в регион планируется превысить на 218% от среднероссийского уровня.
Показателен факт, озвученный на совещании в столице Приморья, где председательствовал полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Виктор Ишаев. В рамках одной из подпрограмм проекта экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья запланирована масштабная реконструкция аэропорта Владивостока. Руководитель ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» Андрей Тимочкин сообщил полпреду печальную новость: частный инвестор, изъявивший желание финансировать строительство топливно-заправочного комплекса обновляемого аэропорта, отказался от строительства центральной заправочной системы (ЦЗС). Нежелание вкладывать деньги инвесторы пояснили тем, что предполагаемый пассажиропоток в 1,5 млн. человек в год не позволит окупить дорогостоящие затраты.
«Население не посвящено в тонкости программы, и доходит до того, что депутатам приходится снимать напряжение между Владивостоком, куда идут огромные средства, и муниципальными образованиями края», – констатирует председатель Заксобрания Приморья Виктор Горчаков. Спикер также говорил, что «нынешняя редакция Стратегии оторвана от реальности, в ней слабо представлена роль соседних стран, что создает впечатление, что округ находится вне экономического резервуара».
Итоги исследования не удивили и профессора кафедры мировой экономики Дальневосточного госуниверситета Тагира Хузиятова. «Ситуация сложилась не за один год, и дело не только в отношении бизнеса к конкретной стратегии, – сказал «НГ» эксперт. – Отраслевых, общенациональных, региональных программ в России в последнее время принято немало. Но мы же видим, как они пишутся и реализуются: хорошие положения вычеркиваются и заменяются новыми, о которых никто и не подозревал». По его мнению, власть всегда считает себя «самой умной и принимает решения без совета специалистов». Что и порождает у общества вообще и у бизнеса в частности высокую степень недоверия к ней.
Владивосток