В начале этой недели в Петербурге разгорелся громкий скандал – информационные агентства сообщили о том, что у жительницы города отбирают четырех детей за долги по коммунальным платежам. Одинокая мать обратилась с открытым письмом к президенту с просьбой вразумить чиновников. Впрочем, ситуация оказалась не настолько простой, чтобы ее можно было исправить одним письмом.
25-летнияя Вера Камкина развелась со своим супругом в 2002 году. На тот момент у нее уже родилось двое детей. После развода она рожала еще дважды. В 2004 году ее бывший супруг умер. Положение многодетной матери осложнилось – не имея возможности получать алименты, она в то же время не могла устроиться на работу из-за необходимости ухаживать за детьми. Улучшить жилищные условия женщина также не смогла, поэтому все последние годы она проживала с четырьмя детьми в комнате в коммунальной квартире.
Семьей Веры Камкиной уже давно заинтересовались органы опеки и попечительства. В конце прошлого года сотрудники инспекции по делам несовершеннолетних в очередной раз ознакомились с условиями жизни семьи. Они увидели голодных и не очень здоровых детей, которым явно не хватало материнского ухода. Так как эта картина наблюдалась на протяжении нескольких последних лет, в органах решили собрать все необходимые материалы и передать в суд дело о лишении Веры Камкиной родительских прав. На время разбирательства троих старших детей определили в детский дом.
Многодетная мать восприняла ситуацию немного не так, как ее описывают органы опеки и попечительства. Она решила, что детей у нее отбирают не из-за плохого ухода, а из-за бедности и накопившихся долгов по квартплате. В последние годы она действительно не платила по счетам, в результате чего задолжала более 140 тыс. руб. «Меня и моих детей хотят разлучить. Мы все в горе, мы все страдаем. На моих детях пытаются выполнить план по заполнению детских домов России. Дети плачут, просятся домой, они понимают, что нас хотят разлучить. Прошу защитить меня и моих детей от этого произвола, от беззакония. Чиновники сиротят четырех моих детей при живой матери, – пишет Вера Камкина в письме президенту. – Я родила четверых детей, и я хочу сама их воспитать хорошими, добрыми, умными людьми, пускай в бедности».
После того как история Веры Камкиной получила огласку, на нее обратили внимание даже федеральные политики. Первый замглавы комитета Госдумы по делам семьи, женщин и детей Наталья Карпович заявила, что намерена разобраться в ситуации. Сейчас она собирает все необходимые данные для того, чтобы понять, кто прав, а кто виноват.
Недавно назначенная уполномоченным по правам ребенка в Петербурга Светлана Агапитова уже прокомментировала проблему Веры Камкиной. В этой истории она решила поддержать не мать, а все-таки детей. «Велись переговоры с ней о том, чтобы она элементарный порядок навела в комнате, но эти разговоры не возымели пока своего действия. Более того, детям предлагались и путевки в лагеря, и устройство в детский сад, но у детей был обнаружен педикулез, и медицинская комиссия не была пройдена. Ситуация, конечно, вопиющая», – пояснила Светлана Агапитова. Решительность чиновников, решивших лишить многодетную мать родительских прав, объясняется также тем, что в действительности материальное положение Веры Камкиной было не столь плаченым. По данным органов попечительства, помимо государственного пособия она получала регулярную материальную помощь от родственников, благотворительного фонда, соседей и даже от родителей одноклассников ее детей.