Создатели уникального вертолета Ка-52 жалуются на мизерные зарплаты.
Фото Reuters
Руководство одного из градообразующих предприятий Находки – Находкинского морского торгового порта – уведомило о поэтапном сокращении с 30 ноября с.г. более 200 работников. В коллективе это вызвало недоумение: годовой план грузопереработки выполнен досрочно.
«Дела на предприятии шли неплохо, работы прибавилось, обновился парк техники. И на этом фоне сокращают людей, много лет проработавших в порту? – недоумевает председатель профкома порта Александр Тихонов. – Когда дела в порту шли хуже, руководство не избавлялось от работников, а искало компромисс: вводило неполную рабочую неделю».
По подсчетам профкома, собственник порта «Евразхолдинг» получил в этом году 390 млн. руб. прибыли, 360 из них направил на выплату дивидендов.
Но владелец все равно, ссылаясь на кризис, планирует сокращение персонала. Профком направил заявления в транспортную прокуратуру. Руководство порта утверждает, что решение о сокращении было принято в середине 2008 года, но из-за кризиса процесс отложили. «Чтобы дальше работать эффективно, необходимо исключить дублирование обязанностей», – сообщил управляющий директор порта Юрий Дорогань.
Однако, по наблюдению председателя краевой профсоюзной организации работников водного транспорта Николая Волкова, сокращают только тех, кто работает в штате, а значительное количество портовиков, работающих на срочных трудовых договорах, никто не трогает. «Увольняя постоянных работников, администрация порта пытается снизить расходы на оплату труда и социальную защиту персонала, – поясняет Николай Волков. – «Срочники» не имеют права на оплаченный отпуск, выплаты по больничным листам и меньше защищены законом. Руководство мотивирует сокращения уходом от дублирования обязанностей, никак не объясняя увеличение сверхурочных работ».
Сокращения идут сейчас еще на двух крупных предприятиях Находки – в ОАО «Находкинская база активного морского рыболовства» и ОАО «Находкинский рыбный порт». Без работы рискуют остаться около тысячи человек. В службе занятости утверждают, что проблем с трудоустройством нет. Хотя найти новую работу из сокращаемых докеров рыбного порта пока смогли лишь 12 человек. Ситуация настолько накалилась, что охлаждать ее пришлось антикризисной рабочей группе представителей регионального отделения ЕР и Федерации профсоюзов Приморского края (ФППК). Как сообщила «НГ» руководитель департамента информационно-аналитической работы ФППК Маргарита Усова, точка в этой истории пока не поставлена, работодателю и профсоюзам дали десять дней на поиск компромисса.
Все отрасли и предприятия края почувствовали мировой кризис, но он стал оправданием даже там, где нет упадка. ОАО «Дальневосточная генерирующая компания» за первый квартал 2009 года получило около миллиарда рублей прибыли (сверхплановая – 85 млн. руб.). Но работники некоторых филиалов «добровольно» переходят на сокращенные рабочий день и неделю. «Людям сказали, что они обязаны это сделать, если не хотят быть уволенными, – рассказал «НГ» председатель приморской краевой организации Электропрофсоюза Михаил Антипенко. – Но выполнить ту же работу за урезанный срок невозможно, поэтому мы вынуждены работать в неоплачиваемое время. Руководство считает, что люди проявляют патриотизм, они же называют это рабским трудом». Правда, Генпрокуратура РФ, куда обратился Электропрофсоюз, не нашла нарушений: работники сами писали заявления, добровольно соглашались работать бесплатно.
Еще один прием работодателей – задержка зарплаты. В ЗАО «Горно-химическая компания «Бор», к примеру, с ноября прошлого года деньги выплачиваются только после того, как профсоюз переходит от переговоров с руководством к заявлениям о приостановке работы. Как только руководитель компании рискует попасть под уголовную статью за двухмесячную задержку денег, он платит по счетам. «Руководство выжимает из нас соки, забирает здоровье сверхурочными работами, а что дает взамен? – задает скорее риторический вопрос Юрий Климович, председатель профкома арсеньевской авиационной компании «Прогресс». – На нашем комбинате тарифы и оклады не пересматриваются почти три года. В холдинге «Вертолеты России» заработная плата 20–35 тыс. руб., а у нас – до 14 тыс. руб.». Кстати, на «Прогрессе» делают боевой вертолет Ка-50 «Черная Акула», вертолет Ка-52 «Аллигатор», легкий многофункциональный вертолет Ми-34С и ракеты для ВМФ.
Чтобы не приходилось переходить на «ручное» разруливание конфликтов, как в Светлогорье и Пикалеве, ФППК разработала краевой закон о социальном партнерстве, но прокуратура нашла в нем противоречия. Тогда появилось соглашение между профсоюзами, работодателями и властью. Но лишь 28 компаний Владивостока подписали его. При этом власти Приморья заявляют, что в крае уровень безработицы продолжает снижаться.
«Только на первый взгляд в округе неплохая динамика по предотвращению безработицы: весной было зарегистрировано 135 тыс. безработных, в начале осени – 107 тыс. За счет добычи золота в Приамурье, нефти и газа на Сахалине идет рост промышленного производства и налогооблагаемой базы. Но цветная металлургия, лесная отрасль, судостроение и судоремонт, химическая промышленность находятся в тяжелой экономической ситуации», – уверен заместитель полпреда в ДВФО Александр Левинталь.
Владивосток