Снегоуборочные машины в период снегопада стояли на приколе.
Фото Вадима Глазунова
Депутаты Думы Владивостока рассорились с мэром Владивостока Игорем Пушкаревым. Причиной конфликта стал снегопад, обрушившийся на краевой центр. По мнению депутатов, виновны в снежном коллапсе мэрия и МУП «Дороги Владивостока». Глава города считает, что его подставили дорожные и управляющие компании, руководителей которых мэрия уже предупредила о штрафах и заявлениях в прокуратуру.
В минувшую пятницу гордума решила устроить показательную порку за плохую очистку города от снега, пригласив на заседание комитета по городскому хозяйству градоначальника и все СМИ краевого центра. На разбор «сугробов» глава города предусмотрительно отправил двух замов. Снежный циклон принес во Владивосток месячную норму осадков. Хотя непогода пришла в выходные, дав фору дорожным компаниям, город все равно оказался парализованным. Из-за гололеда и замерзшей летней соляры в баках на маршруты не вышло больше половины пассажирских автобусов. Кстати, синоптики предупредили о непогоде за неделю. За первые сутки в краевом центре случилось 118 дорожных аварий, тротуары и лестничные марши дорожные службы начали чистить только на третьи сутки после снегопада.
Председатель комитета по городскому хозяйству гордумы Вадим Глазунов считает, что работа оперативного штаба мэрии была неэффективной, да и сам факт его существования у него вызывал сомнения. По его мнению, не соответствует действительности информация о количестве задействованной дорожной техники, указанная в отчетах мэрии. Для большей убедительности депутаты представили СМИ и чиновникам фотографии, на которых закупленная снегоуборочная техника стояла занесенная снегом, в то время как движение во Владивостоке было парализовано.
«Чтобы дороги города были чистыми, необходимо 500 единиц спецтехники, в реальности ее меньше половины, причем часть машин изношена, – объяснил руководивший оперативным штабом вице-мэр Владивостока Александр Чавычалов. – Ни одно предприятие, обслуживающее городские магистрали, полностью не обеспечено снегоуборочной техникой, у самого крупного – МУП «Дороги Владивостока» – 73 спецмашины». К тому же, по его словам, на очистку 770 км дорожно-уличной сети, не считая внутриквартальных территорий, нерадивые дорожные компании вывели вдвое меньше запланированного количества снегоуборочной техники и лишь 130 дворников.
Но депутатов волновала только судьба дорожной техники, приобретенной на средства городского бюджета, другие составляющие снежного фиаско их не трогали. А между тем и.о. начальника ГИБДД Владивостока Александр Филиппенко считает, что борьба со снежными заносами началась оперативно, но когда снег усилился, произошел сбой. Филиппенко видит первопричину в том, что на рынок пришло много дорожных компаний-новичков: «Когда за трассы отвечало МУП «Сигнал», схема работы была понятной, а действия согласованы. Сейчас одна дорожная компания может отвечать за расчистку дороги в одном направлении, а ее конкурент – в другом».
«Если депутатов волнуют деньги налогоплательщиков, то почему они не обращают внимания, как расходуют средства компании, победившие в конкурсах за право работать на дорогах города, – заметил замглавы Владивостока Алексей Литвинов. – Компании-однодневки участвуют в муниципальных торгах, получают бюджетные деньги, при этом не имея за душой дорожной техники и рабочих. Попытки мэрии противостоять этому, выставив ограничения в условия конкурсов, пресекаются антимонопольной службой, которая видит в этом произвол». Администрация, перечисляя на счета победителей миллионы бюджетных рублей, вынуждена из фонда МУП «Дороги Владивостока» передавать им еще и спецтехнику, купленную опять же за бюджетные деньги. Существовавшая годами система работы дорожных служб в результате ухода с рынка проверенных участников, не сумевших выиграть в муниципальном конкурсе из-за демпинга недобросовестных компаний, перестала существовать, а новая так и не заработала.
Чиновники не исключают повторения чрезвычайной ситуации в снегопад, который, по прогнозу, накроет город уже 10 ноября. «Мы вновь столкнемся с проблемой, – предупредил Александр Чавычалов. – Хочу попросить вашей поддержки: если город не расширит парк снегоуборочной техники, то мы снова будем носиться ночью по городу, дергать машины с одного места в другое». При этом ни мэрия, ни депутаты почему-то не вспомнили, что неделю назад они вносили поправки в бюджет: краевая казна перечислила городу 59 млн. руб. на покупку снегоуборочной техники.
В итоге стороны долго закидывали друг друга «снежками», так и не дав гарантий горожанам, что дорожно-снежный коллапс не повторится.
Владивосток