Часы во Владивостоке предлагается подогнать под московское время.
Фото с сайта www.photovladivostok.ru
Депутат Законодательного собрания Приморья, ректор Владивостокского госуниверситета экономики и сервиса (ВГУЭС) Геннадий Лазарев предложил сократить разницу между часовыми поясами Москвы и Владивостока. «В Приморье рабочий день заканчивается, когда в Москве начинается – это ни для кого неудобно, – рассудил профессор Лазарев. – Если мы возьмем крайние точки России: Калининград и Камчатку, то разница между ними составит 11 часов – о какой связи между регионами можно говорить?»
По мнению депутата, с началом реализации программы развития Дальнего Востока «необходимость летать из одной части страны в другую у многих представителей бизнеса и власти возросла». И смену часовых поясов они прочувствовали острее всех. «Систему перехода я хорошо продумал, он должен быть мягким, – предупредил возможные возражения оппонентов Геннадий Лазарев. – Сейчас мы переходим на зимнее время вместе со всей страной, а весной на летнее время не переходим. И разница с Москвой будет уже не семь часов, а шесть. Два года живем по такому времени, смотрим, насколько вариант биологически удобен и экономически целесообразен. На третий год снова на летнее время не переходим, пробуем, смотрим. И таким образом доводим разницу в часовых поясах с семи до четырех». По мнению инициативного депутата-единоросса, «ничто не мешает предприятию по договоренности начинать рабочий день не в 9 часов, а в 8, в 7 или даже в 6 часов». От этого будет только выгода, к примеру, разрешится проблема дорожных пробок. Потому что все будут выезжать на работу в разное время.
Рациональное зерно в инициативе Геннадия Лазарева усмотрел экономист, профессор кафедры ВГУЭС Владимир Созинов. «Опыт Китая, Корей и Японии, где рабочий день привязан не к часам, а к световому дню, говорит, что в идее есть смысл, – сказал «НГ» эксперт. – Человек встает с солнцем, и до работы у него есть время прийти в себя, прогуляться, сделать зарядку. Летом рабочий день будет длиннее, зимой – короче. Расход электричества в быту будет больше, а на предприятиях свет и так горит и днем, и вечером».
По мнению собеседника «НГ», существующее в стране декретное время призвано сэкономить электроэнергию в быту, а то, что человек плохо переносит перевод стрелок, заботило врачей, но не законодателей. Идею сократить временную разницу между окраиной и Центром Геннадий Лазарев всерьез намерен обсудить с коллегами на заседании краевого парламента. Руководитель фракции КПРФ Владимир Беспалов к ней отнесся скептически: «Предлагаю начать эксперимент с ВГУЭС, а со страной такие опыты проводить опасно. Для Приморья важнее скорейшее принятие закона об Общественной палате или изучение проблемы легитимности выборов, проходящих в крае». По мнению оппозиционного парламентария, куда важнее озадачиться выборами ректора Дальневосточного федерального университета (среди кандидатов на это место рассматривается и Геннадий Лазарев), изучив мнение сотрудников ведущих региональных вузов.
«Расхождение с декретным временем у дальневосточников и сейчас два часа, а в случае сокращения временных поясов будет еще больше. Для организма человека это плохо, – рассуждает депутат Заксобрания, профессор Владивостокского медуниверситета Анатолий Беляев. – Для нас актуальнее смещение летних каникул у школьников: июнь в Приморье холодный и дождливый, а сентябрь – золотая пора».
Эсэр Александр Ермолаев считает, что для края важнее борьба с коррупцией и согласование социально ориентированного бюджета следующего года, в котором осталась бы, к примеру, статья расходов на бесплатные завтраки для школьников. «К тому же, если инициатива пройдет, Москва не станет подстраиваться под дальневосточное утро, скорее приморцы будут работать до глубокой ночи», – уверен Ермолаев.
Владивосток