До недавнего времени «ХК «Дальзавод» еще ремонтировал суда.
Фото с сайта www.dalzavod.vl.ru
До 31 декабря с.г. будет уволен весь персонал приморского судоремонтного завода «ХК «Дальзавод». На улице окажутся 1165 бывших сотрудников. Людям раздают уведомления об увольнении в связи с ликвидацией предприятия, администрация завода гарантирует выдачу положенных по действующему законодательству выплат.
Известие о ликвидации предприятия не стало неожиданностью. В 2001 году впервые в России на оборонном предприятии была введена процедура внешнего наблюдения. Тогда заводчане столкнулись с невыплатами зарплат, отсутствием заказов, массовыми сокращениями. «Мы пережили это, в последние годы ситуацию удалось стабилизировать, суда ремонтировались, долгов по зарплате не было, – рассказал «НГ» председатель профсоюзного комитета «ХК «Дальзавод» Николай Бомко. – Сегодня обстановка в коллективе удручающая».
По словам главы профкома, нынешнее руководство ОАО «ХК «Дальзавод» и городской центр занятости разрабатывают программу по трудоустройству увольняемых работников. Ожидается, что около 800 человек перейдут на предприятие ОАО «Дальзавод». Ему же, вероятно, достанется и часть основных фондов завода.
С момента введения на «ХК «Дальзавод» в 2002 году внешнего управления предприятие раздробили на отдельных юридических лиц, шла бойкая распродажа активов. Весной с.г. завод признали банкротом, была введена процедура конкурсного производства. И это при том, что за период внешнего управления заводу удалось в семь раз увеличить объемы производства, сохранить производственный потенциал и квалифицированные кадры. «ХК «Дальзавод» был даже включен в перечень стратегических предприятий РФ как основная ремонтная база Тихоокеанского флота (ТОФ).
Некоторые судоремонтники надеются перейти на работу в компанию «Соллерс», строящую в одном из цехов «Дальзавода» автосборочное предприятие. Но гендиректор ОАО «Соллерс Дальний Восток» Василий Бойцов сказал «НГ», что отбирать рабочих на конвейер (три смены по 75 человек) будут только через ярмарку вакансий. Теоретически ставшие безработными, судоремонтники могут найти работу и на других аналогичных предприятиях Приморья. Но и там положение не простое, работники некоторых заводов время от времени проводят акции протеста против задержек заработной платы. С другой стороны, средний возраст увольняемых с ОАО «ХК «Дальзавод» – 53 года, и не каждый работодатель согласится принять на работу сотрудника в предпенсионном возрасте.
Приморская оппозиция уверена, что стратегически важное для обороноспособности страны предприятие намеренно доводили до такого состояния. Руководитель фракции КПРФ в Законодательном собрании Приморья Владимир Беспалов рассказал «НГ», что не раз направлял письма на имя полпреда президента в ДФО Виктора Ишаева: «Я неоднократно бывал на некогда крупнейшем предприятии Приморского края, встречался с внешним управляющим, с рабочими и ветеранами. Общее мнение большинства – завод целенаправленно разваливают». Другое письмо Беспалов направил заместителю руководителя фракции КПРФ в Госдуме Сергею Решульскому и председателю комитета Госдумы по промышленности Юрию Маслюкову. В нем замечено, что «эффективных мер по сохранению предприятия, его основных фондов стратегического значения для ремонта надводных и подводных кораблей ТОФ не принимается».
Судостроительная отрасль Дальнего Востока оказалась в крайне тяжелой ситуации. Госзаказы отдаются предприятиям запада России, а Дальний Восток загружается по остаточному принципу. По данным, прозвучавшим на майском совещании с участием премьера Владимира Путина на Амурском судостроительном заводе, сейчас 25 предприятий этой отрасли региона обеспечивают лишь около 6% промышленного производства российского судостроения. По итогам прошлого года объем производства снижен на 9%, на 38% сократилось гражданское производство. При этом в стране выпуск гражданской судостроительной продукции вырос на 60%. Выигрышно смотрится только завод «Звезда» в Большом Камне, который в последние годы был загружен за счет контрактов на утилизацию АПЛ, финансируемых в рамках экологических госпрограмм.
Некоторые приморские эксперты вообще не видят перспектив у судоремонта и судостроения на Дальнем Востоке. «Борьбу на рынке коммерческого судостроения Россия проиграла на ближайшие полвека. Никаких конкурентных преимуществ по сравнению с корейскими, китайскими, японскими судостроителями у нас нет», – считает директор Тихоокеанского центра стратегических разработок Михаил Терский. По мнению эксперта, нужно думать о кооперации и находить специализацию в системе китайского и корейского коммерческого судостроения. «Если считать деньги, то гражданские и рыболовецкие суда нужно строить там, где дешевле и быстрее – в Азии. А решение строить дешевле не является экономической угрозой для России. Это просто разумно, весь мир так поступает. И нигде правительство не ставит запреты и не запугивает, что лишит квот на вылов рыбы», – уверен эксперт.
Владивосток