Со стапелей «Дальзавода» теперь будут сходить не корабли, а автомобили.
Фото с сайта www.dalzavod.vl.ru
Компания «Соллерс» получила первый транш кредита Внешэкономбанка России на организацию автосборочного производства во Владивостоке. Как сообщили вчера в Департаменте промышленности и транспорта Приморья, на этой неделе должно начаться строительство автозавода. Первый грузовик производители обещают спустить с конвейера в декабре 2009 года. Решение о создании в крае автосборочного производства было принято весной с.г., когда власти края и «Соллерс» договорились о строительстве грузовиков, внедорожников и микроавтобусов.
Кредитное соглашение было подписано 31 июля 2009 года на совещании в Хабаровске во время приезда сюда премьер-министра Владимира Путина. Компании эти деньги нужны в том числе для снижения логистических затрат и развития партнерства с японским концерном Isuzu. По оценке компании, стоимость проекта составляет 5 млрд. рублей.
Площадкой для автозавода стали корпуса судостроительного предприятия-банкрота «Дальзавод». Проект реконструкции помещений готов, заказано оборудование, а в ноябре, обещают краевые чиновники, начнется его монтаж. «Выпуск легковых машин компания намерена отложить, – заявил представитель ООО «Соллерс–Дальний Восток» Александр Корнейчук. – Мы понимаем, что пока невозможно конкурировать с подержанными «японками». Подождем год-два, пока они развалятся». Вначале «Соллерс» намерена собирать грузовики Isuzu грузоподъемностью от 1,5 до 25 тонн и спецавтомобили Fiat Duсato, предназначенные для перевозки людей, а также для обслуживания социально-бытовой и жилищно-коммунальной инфраструктуры. Сначала будет идти крупноузловая сборка, затем появится производство, включающее сварку и окраску кузова. Первая очередь рассчитана на выпуск 15 тыс. автомобилей в год и предоставит работу для 700 человек. На втором этапе завод планирует выйти на мощность в 40 тыс. автомобилей. Тогда предприятию понадобится более 2 тыс. рабочих. «Соллерс» планирует локализовать производство, а Приморью это даст 15–20 сопутствующих предприятий.
«Строительство автозавода позволяет активизировать малый бизнес и привлечь его к производству автомобильных компонентов. Будет выполнена важнейшая антикризисная задача – увеличение внутреннего спроса и создание новых рабочих мест», – подчеркивает губернатор Приморья Сергей Дарькин. Глава края не сомневается, что завод может конкурировать с производителями европейской части страны, потому что правительство готово предоставить льготу по перевозке их в западную часть России.
Сейчас ООО «Соллерс–Дальний Восток» набирает работников для обустройства производственной площадки, монтажа оборудования и объектов инфраструктуры. В октябре запланирован набор рабочих, а ноябре – открытие учебного центра. «Возможность работы на современном автозаводе, получения опыта и знаний в сфере организации и управления производством заинтересует жителей Владивостока и края», – считает гендиректор компании Вадим Швецов.
Хотя о намерении компании «Соллерс» наладить автосборку на Дальнем Востоке говорили еще до кризиса, но отправной точкой стало повышение ввозных пошлин на японские автомобили. В Приморье в конце прошлого года без работы, только по официальной статистике, остались 68 тыс. человек, занятых в автобизнесе. Люди вышли на улицы, устраивая акции протеста. Тогда приморские единороссы и выдвинули идею строительства в крае автосборочного производства, призвав на помощь экспертов и производителей. За приморским проектом наблюдают автопроизводители всей страны, но в успех верят не все. Приморские аналитики отмечают, что автозаводу грозят проблемы со сбытом и сервисом собираемых автомобилей. Приморская оппозиция уверена, что открытие автосборочной линии на «Дальзаводе» поставит крест на этом старейшем предприятии. «Раньше на заводе работали 18 тысяч человек, сейчас – 1200, а решение наладить здесь «отверточное производство» приведет к гибели судоремонтного предприятия, стратегически важного для обороноспособности страны, – убежден первый секретарь Владивостокского горкома КПРФ Владимир Беспалов. – Разместят автосборку в уникальных заводских цехах, созданных для обслуживания нужд флота. И это при том, что в городе есть несколько оборонных предприятий, цеха которых сданы в аренду под продажу всякой всячины».
Директор Тихоокеанского центра стратегических разработок Михаил Терский не видит перспектив автопроизводства в Приморье: «С экономической точки зрения проект фантастический. В регионе два миллиона человек – это очень маленький рынок сбыта. Если машины будут реализовываться в России, то их стоимость возрастет за счет транспортных расходов. Край находится рядом с крупнейшими мировыми автопроизводителями, в китайском Чань-Чуне создается новый автомобильный центр, в котором к 2015 году выпуск здесь может составить более 10 миллионов автомобилей известных брендов. До него от Владивостока 100 километров».
Владивосток