Строительство основных объектов саммита доверили отечественным компаниям.
Фото с сайта www.apec2012.ru
Жесткая конкуренция развернулась в Приморье за подряды на выполнение строительных и проектных работ объектов для саммита АТЭС, который пройдет во Владивостоке в 2012 году. Компании со всей России претендуют на право участвовать в местной стройке века.
Уже определены победители во многих тендерах и конкурсах. Реконструкцией шоссе «Аэропорт «Кневичи» – федеральная автомобильная дорога Хабаровск–Владивосток» займется ОАО «Примавтодор» (Владивосток). ЗАО «Дальневосточная промышленно-строительная компания» будет прокладывать водовод от водохранилища «Пушкинская депрессия». Стоимость только первой очереди объекта – 6,7 млрд. руб. А в последнем конкурсе на проектирование площадочных сетей участвовали 14 компаний из разных городов России.
Лишь два генподрядчика будущих объектов саммита АТЭС были определены правительством РФ на безальтернативной основе – ОАО УСК «Мост», возводящее мост через пролив Босфор Восточный на остров Русский, и ЗАО «Крокус-интернешнл», которому достались объекты будущего Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) на острове. «За компаниями перестали бегать, люди хотят и могут работать, – отметил и.о. гендиректора ФГУ «Дальневосточная дирекция Росстроя» Евгений Рогоза. – В кризис они сами прокладывают себе дорогу. В работах по обустройству огромного количества инфраструктурных объектов, которые предстоит построить в Приморье, принимают участие представители российских компаний независимо от места регистрации». Сейчас Департамент дорожного хозяйства края объявил состязание на выполнение подрядных работ по строительству автотрассы «Бухта Патрокл – мостовой переход через бухту Золотой Рог». Объявлен тендер по рекультивации городской свалки на Горностае. Позиция государства такова: работы должны выполнять только российские компании. Но, по мнению специалистов, многие объекты можно построить быстрее и качественнее, если привлечь подрядчиков из Китая, Кореи и Японии. «Есть идея сделать Приморье привлекательным для инвестиций, – объяснил парадокс Евгений Рогоза. – Желание вкладывать деньги есть и у соседей, но ведется осознанная и осторожная политика отсечения, потому что в тесных экономических объятиях легко быть экономически удушенным».
Между тем только отечественная компания ОАО УСК «Мост» согласилась за рекордный срок возвести переход на остров Русский, иностранные компании с дистанции сошли, узнав график выполнения работ. В Китае подобный сложнейший объект строили 54 месяца, наши мостостроители планируют уложиться в 43 месяца. У местной дирекции Росстроя нет сомнений, что мост будет построен и при этом не пострадает качество. Правда, на последнем Совете при полпреде президента в ДФО стал известен настораживающий факт: работы на строительстве моста через пролив Босфор Восточный ведутся без технического надзора – этой строки расходов не было заложено в плане. Компании «Крокус-интернешнл», возводящей объекты саммита на Русском, достался самый сложный участок – на острове нет воды, канализации, грузовых причалов, нет газа, электричества и т.д., и в таких условиях строителям к концу 2011 года предстоит возвести 500 тыс. кв. метров зданий и сооружений, которые составят ДВФУ. Генподрядчик работает с чистого листа, потому что для ускорения строительства решено перейти от железобетонных конструкций к металлу, а это требует изменения проекта. Так что документ как бы есть, но практически его нет. Чтобы выполнить сверхзадачу, строители решили закладывать фундаменты, а нагрузки брать с запасом. «За спиной у каждого строителя с лопатой стоит больше 50 проверяющих, которые считают, куда потрачены бюджетные средства, сколько на них выполнено работ и с каким качеством», – успокаивает сомневающихся Евгений Рогоза.
Сейчас на стройках саммита работают более 5 тыс. человек. Планируется, что в пик строительства ДВФУ в 2010–2011 годах только на Русском будут работать не менее 12 тыс. человек. По словам заместителя гендиректора ФГУ «Дальневосточная дирекция Росстроя» Виктора Примачука, генподрядчиками работ на стройках университета становятся в основном строительные компании с приморской «пропиской». Федеральные предприятия создают во Владивостоке филиалы, которые после жесткой ноты протеста мэрии начали регистрироваться и наконец будут платить налоги в местный бюджет. И тем не менее элементарный опрос строителей показывает, что вопреки обещаниям губернатора Приморья Сергея Дарькина трудоустроить на стройке века несколько десятков тысяч приморцев здесь работают в основном пришлые. Руководство дирекции несправедливости в этом не усматривает. «Объекты возводятся на средства всей страны, а значит, в работах должны участвовать не только приморцы», – объясняет позицию ведомства Евгений Рогоза.
Владивосток