Если бы не низкий уровень сервиса, туристов на улицах Владивостока могло быть больше.
Фото www.photovladivostok.ru
Во Владивостоке подписано соглашение о проектировании двух пятизвездочных гостиничных комплексов. Проекты должны быть готовы к апрелю 2010 года, а к декабрю 2011 года в столице Приморья должны возвести курортный комплекс площадью 43,1 тыс. кв. метров и деловой бизнес-центр в 32,3 тыс. кв. метров. Документ подписали представители российской и шотландской компаний.
Контракт оказался весьма своевременным, так как накануне было официально объявлено, что Красноярский край не будет участвовать в строительстве гостиничных комплексов к саммиту АТЭС-2012. Ранее планировалось, что Сибирский регион через краевое госпредприятие «Комплекс «Сосна» построит во Владивостоке комплекс на 525 мест. Теперь предполагается его финансирование через Минрегионразвития РФ. Подробности этого решения в администрации Приморья пока не комментируют. «Современные гостиницы необходимы для Владивостока, укрепления его имиджа как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе, – считает губернатор Приморья Сергей Дарькин. – Комфортабельные отели повысят туристическую привлекательность края, дадут возможность проводить у нас представительные форумы».
В городе в этом году планируется открытие двух трехзвездочных гостиниц (на 40 и 50 номеров). Администрация города ведет переговоры о строительстве в краевом центре гостиниц французской компанией Ассоr Group и известнейшей американской сетью Marriot International. Интерес в этой области проявляют корейские и японские отельеры.
Столице края гостиничных номеров не хватает катастрофически. По подсчетам специалистов, во Владивостоке работает 39 разных гостиниц, с учетом санаториев и баз отдыха общий гостиничный фонд города составляет менее 4,5 тыс. номеров. Из фонда края лишь 6,1% – номера высшей категории: студия, апартаменты-люкс и т.д., к первой категории относят 34,4% номеров, остальные – номера с неполным санузлом, многоместным размещением и т.д. Хотя некоторые отели и имеют на фасадах звезды, по данным академического директора «Школы гостеприимства» Галины Овсянкиной, ни одна из приморских гостиниц в ходе тестирования, утвержденного правительством РФ в 2005 году, свою «звездность» не подтвердила.
«На Дальнем Востоке классифицированных по новым правилам гостиниц только пять: по одной в Благовещенске и Хабаровске и три – в Южно-Сахалинске, – рассказала «НГ» Галина Овсянкина. – К сожалению, сейчас классификация отелей – дело добровольное».
Эксперты объясняют упадок гостиничного бизнеса Владивостока тем, что до 1992 года город был закрытым и иностранные инвесторы, готовые вложить средства в отели, появились недавно. В основной массе нынешние отели краевого центра – это реконструированные пансионаты, дома отдыха или санатории-профилактории. Некоторые из них ценны скорее архитектурой, чем качеством услуг. Несмотря на это, местные гостиницы недешевы. «С июля по сентябрь наполняемость превышает 120%, дело доходит до уплотнения номеров лишними кроватями, а зимой закрываются этажи: наполняемость номеров менее 10–15%, – объясняет «НГ» и.о. директора дальневосточного филиала Российской гостиничной ассоциации Ольга Женжера. – Чтобы обеспечить рентабельность, владельцы вынуждены завышать средний уровень расценок».
Местные отельеры и представители туристической отрасли единодушны: двукратному снижению туристического потока в край, отмеченному в этом году, способствует не только дороговизна, но и низкое качество обслуживания, грязь, воровство. «У работника на Западе написано в инструкции помыть пол в 9, 12, 15 и 18 часов, он придет в эти часы и вымоет пол, а наша горничная придет в полдень и начнет присматриваться к полу: чист ли пол», – поделилась опытом директор региональной сети одного из кадровых агентств Елена Рауд. «Разговаривал с китайскими туристами, приехавшими из Харбина во Владивосток, понравилось ли им здесь. Понравилось: красивая природа. Но во второй раз сюда они не собираются, так как уровень отелей и качество обслуживания оставляют желать лучшего», – утверждает китайский бизнесмен Ван Вэй.
Видимо, не случайно при планировании расходов и объектов саммита АТЭС родилась идея аренды двух лайнеров класса «Принцесса», являющихся комфортабельными плавучими отелями для приема VIP-гостей. И.о. гендиректора ФГУ «Дальневосточная дирекция Росстроя» Евгений Рогоза до сих пор не исключает привлечение этих комфортабельных плавучих отелей. Для подхода судов на острове Русском, где пройдет форум, планировалось строительство причала. Но на последнем Совете при полпреде президента в Дальневосточном федеральном округе Евгений Рогоза заверил, что строительство причала для «Принцесс» решено перенести во Владивосток. «Причал на острове может понадобиться на два дня саммита, а потом станет ненужным. Зачем тратить деньги на то, что нежизнеспособно?» – задал скорее риторический вопрос глава дирекции.
Владивосток