Глава Росрыболовства Андрей Крайний не знает, что делать с рекордным уловом.
Фото ИТАР-ТАСС
Небывалый улов поставил в тупик дальневосточных рыбаков. В морских портах Приморья рыбакам некуда сгружать добытый лосось: холодильники забиты выловленной рыбой. Промысловики видят корень зла в железнодорожниках, медленно формирующих составы, чиновники – в несговорчивости рыбных магнатов, не спешащих продавать улов по бросовым ценам, а железнодорожники обвиняют жадных оптовиков. Крайними рискуют остаться российские потребители.
По традиции 80% улова дальневосточные рыбаки доставляют в порты Приморья – Владивосток и Зарубино, откуда есть выход на Транссибирскую железнодорожную магистраль. Самые крупные пункты перевалки рыбы – ООО «Дальрыбпорт», ОАО «Далькомхолод», владеющее самым вместимым холодильником в регионе, ОАО «Владивостокский морской рыбный порт» (ВМРП) и ОАО ХК «Дальморепродукт» (ДМП). «Каждый день летней путины рыбака год кормит, поэтому важно, чтобы процесс перегрузки рыбы шел непрерывно. Но сейчас выловленный лосось перегружать некуда, – сокрушается президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгий Мартынов. – В холодильнике ВМРП, к примеру, рассчитанном на 12 тысяч тонн рыбы, места нет. Хранилища ДМП заполнены под завязку. Принимает рыбу лишь «Далькомхолод», но и здесь свободно менее трети помещений». В результате суда стоят на рейде по неделе, теряя драгоценное время и деньги. По подсчетам промысловиков, один день простоя судна в зависимости от вместимости стоит от 3 до 10 тыс. долл.
Проблемы рыбаков побудили главу Росрыболовства Андрея Крайнего направить телеграмму президенту ОАО «РЖД» Владимиру Якунину и начальнику Дальневосточной железной дороги Михаилу Заиченко с просьбой принять меры. Выход нашли: для сокращения убытков Россельхознадзор, руководство ОАО «РЖД» и Федеральное агентство по рыболовству РФ договорились формировать «холодные поезда» из вагонов-термосов и перевозить лосось до Сибири по ускоренному графику – за семь дней. «Эти поезда выход из ситуации, – соглашается Георгий Мартынов, – но собираются составы медленно, часто решение проблемы спотыкается о чиновничьи бумажки». По словам Мартынова, у нерасторопности железнодорожного ведомства есть причина: нынешняя напряженная пора сменится полугодовым спадом, ведь последующая минтаевая путина будет ориентирована в основном на экспорт. Неритмичность перевозок заставляет консервировать часть грузовых секций, а для их восстановления необходимы деньги и время.
Пресс-секретарь Владивостокского отделения Дальневосточной железной дороги Александр Артамонов претензии рыбаков считает необоснованными. «Проблема не в нехватке рефрижераторного подвижного состава, а в неправильном планировании отправления рыбы, – сказал «НГ» Александр Артамонов. – Нередко поданные по заявке клиента рефрижераторные секции простаивали до 30 суток. При этом ОАО «РЖД» перевозит с Дальнего Востока менее 30% от общего объема перевозок рыбы, остальное – за другими компаниями-операторами».
Во Владивостокском отделении Дальневосточной железной дороги утверждают, что ОАО «Рефсервис» (дочка ОАО «РЖД». – «НГ») сейчас обеспечивает вывоз рыбы. «С начала августа с Дальнего Востока железнодорожным транспортом, в том числе подвижным составом ОАО «Рефсервис», было перевезено более 47,7 тысячи тонн рыбы, что на 15,6% больше аналогичного периода прошлого года.
В случае увеличения заявок на перевозку рыбы «Рефсервис» готов предоставить 70 рефрижераторных секций и 130 вагонов-термосов, которые находятся на Дальнем Востоке», – говорится в пресс-релизе ведомства.
Вице-губернатор Приморья Игорь Улейский также не считает рыбный аврал в Приморье чрезвычайным происшествием. «В этом году улов лосося в Тихоокеанском бассейне огромный. Возникшая проблема связана с реализацией рыбы и касается скорее бизнес-отношений, – обосновал собственный взгляд на ситуацию чиновник. – Затраты на добычу рыбы серьезные: ее нужно не просто поймать, но еще и обработать, заморозить и суметь сохранить. Естественно, по бросовой цене рыбаки продавать ее не будут».
Промысловики также обращают внимание на нынешние железнодорожные тарифы. По расчетам рыбаков, в этом сезоне они увеличились втрое: расходы на транспортировку составляют половину от стоимости рыбы на выходе с судна. В ОАО «РЖД», напротив, утверждают, что на перевозке скоропортящихся грузов применяются понижающие коэффициенты. В парке ОАО «Рефсервис» берут 1,4 млн. руб. за четыре вагона рефсекции (с НДС), что ниже цен прейскуранта для федерального парка (2,6 млн. руб. с НДС за четыре вагона рефсекции до Москвы).
«Доля перевозки в розничной цене, например, горбуши составляет лишь 6–7%. Цена этой рыбы в порту на Дальнем Востоке – 36–42 рубля за килограмм, учитывая стоимость доставки до Москвы – 6,8 рубля во время путины, себестоимость 1 кг горбуши в Москве должна быть в пределах 50 рублей за кг. Фактическая розничная цена не дешевле 100 рублей. Выходит, что цену мороженой рыбы формируют посредники и оптовики. Так что снижение тарифов на перевозку рыбы не повысит доступность продукта для потребителя», – делают вывод в ОАО «РЖД».
Нынешняя лососевая путина продлится до ноября. По прогнозам ученых Тихоокеанского научно-исследовательского рыбохозяйственного центра, в этом году подход лосося к дальневосточным берегам будет самым большим за столетие. Рыбаки смогут выловить до 500 тыс. тонн горбуши вместо обычных 300 тыс. тонн. Сейчас суточные выловы лососевых составляют 7–8 тыс. тонн. Из-за появившихся проблем рыбопромысловые компании продают часть улова в Китай. По данным Росрыболовства, в КНР уже ушло более 10 тыс. тонн горбуши. Так что поставленная задача главным рыбаком страны Андреем Крайним – накормить соотечественников ценным белком, не допустив, чтобы они перешли на макароны с хлебом, – может оказаться непосильной.