0
2157
Газета Регионы России Интернет-версия

26.08.2009 00:00:00

Рыба ждет

Тэги: рыба, приморье


рыба, приморье Глава Росрыболовства Андрей Крайний не знает, что делать с рекордным уловом.
Фото ИТАР-ТАСС

Небывалый улов поставил в тупик дальневосточных рыбаков. В морских портах Приморья рыбакам некуда сгружать добытый лосось: холодильники забиты выловленной рыбой. Промысловики видят корень зла в железнодорожниках, медленно формирующих составы, чиновники – в несговорчивости рыбных магнатов, не спешащих продавать улов по бросовым ценам, а железнодорожники обвиняют жадных оптовиков. Крайними рискуют остаться российские потребители.

По традиции 80% улова дальневосточные рыбаки доставляют в порты Приморья – Владивосток и Зарубино, откуда есть выход на Транссибирскую железнодорожную магистраль. Самые крупные пункты перевалки рыбы – ООО «Дальрыбпорт», ОАО «Далькомхолод», владеющее самым вместимым холодильником в регионе, ОАО «Владивостокский морской рыбный порт» (ВМРП) и ОАО ХК «Дальморепродукт» (ДМП). «Каждый день летней путины рыбака год кормит, поэтому важно, чтобы процесс перегрузки рыбы шел непрерывно. Но сейчас выловленный лосось перегружать некуда, – сокрушается президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгий Мартынов. – В холодильнике ВМРП, к примеру, рассчитанном на 12 тысяч тонн рыбы, места нет. Хранилища ДМП заполнены под завязку. Принимает рыбу лишь «Далькомхолод», но и здесь свободно менее трети помещений». В результате суда стоят на рейде по неделе, теряя драгоценное время и деньги. По подсчетам промысловиков, один день простоя судна в зависимости от вместимости стоит от 3 до 10 тыс. долл.

Проблемы рыбаков побудили главу Росрыболовства Андрея Крайнего направить телеграмму президенту ОАО «РЖД» Владимиру Якунину и начальнику Дальневосточной железной дороги Михаилу Заиченко с просьбой принять меры. Выход нашли: для сокращения убытков Россельхознадзор, руководство ОАО «РЖД» и Федеральное агентство по рыболовству РФ договорились формировать «холодные поезда» из вагонов-термосов и перевозить лосось до Сибири по ускоренному графику – за семь дней. «Эти поезда выход из ситуации, – соглашается Георгий Мартынов, – но собираются составы медленно, часто решение проблемы спотыкается о чиновничьи бумажки». По словам Мартынова, у нерасторопности железнодорожного ведомства есть причина: нынешняя напряженная пора сменится полугодовым спадом, ведь последующая минтаевая путина будет ориентирована в основном на экспорт. Неритмичность перевозок заставляет консервировать часть грузовых секций, а для их восстановления необходимы деньги и время.

Пресс-секретарь Владивостокского отделения Дальневосточной железной дороги Александр Артамонов претензии рыбаков считает необоснованными. «Проблема не в нехватке рефрижераторного подвижного состава, а в неправильном планировании отправления рыбы, – сказал «НГ» Александр Артамонов. – Нередко поданные по заявке клиента рефрижераторные секции простаивали до 30 суток. При этом ОАО «РЖД» перевозит с Дальнего Востока менее 30% от общего объема перевозок рыбы, остальное – за другими компаниями-операторами».

Во Владивостокском отделении Дальневосточной железной дороги утверждают, что ОАО «Рефсервис» (дочка ОАО «РЖД». – «НГ») сейчас обеспечивает вывоз рыбы. «С начала августа с Дальнего Востока железнодорожным транспортом, в том числе подвижным составом ОАО «Рефсервис», было перевезено более 47,7 тысячи тонн рыбы, что на 15,6% больше аналогичного периода прошлого года.

В случае увеличения заявок на перевозку рыбы «Рефсервис» готов предоставить 70 рефрижераторных секций и 130 вагонов-термосов, которые находятся на Дальнем Востоке», – говорится в пресс-релизе ведомства.

Вице-губернатор Приморья Игорь Улейский также не считает рыбный аврал в Приморье чрезвычайным происшествием. «В этом году улов лосося в Тихоокеанском бассейне огромный. Возникшая проблема связана с реализацией рыбы и касается скорее бизнес-отношений, – обосновал собственный взгляд на ситуацию чиновник. – Затраты на добычу рыбы серьезные: ее нужно не просто поймать, но еще и обработать, заморозить и суметь сохранить. Естественно, по бросовой цене рыбаки продавать ее не будут».

Промысловики также обращают внимание на нынешние железнодорожные тарифы. По расчетам рыбаков, в этом сезоне они увеличились втрое: расходы на транспортировку составляют половину от стоимости рыбы на выходе с судна. В ОАО «РЖД», напротив, утверждают, что на перевозке скоропортящихся грузов применяются понижающие коэффициенты. В парке ОАО «Рефсервис» берут 1,4 млн. руб. за четыре вагона рефсекции (с НДС), что ниже цен прейскуранта для федерального парка (2,6 млн. руб. с НДС за четыре вагона рефсекции до Москвы).

«Доля перевозки в розничной цене, например, горбуши составляет лишь 6–7%. Цена этой рыбы в порту на Дальнем Востоке – 36–42 рубля за килограмм, учитывая стоимость доставки до Москвы – 6,8 рубля во время путины, себестоимость 1 кг горбуши в Москве должна быть в пределах 50 рублей за кг. Фактическая розничная цена не дешевле 100 рублей. Выходит, что цену мороженой рыбы формируют посредники и оптовики. Так что снижение тарифов на перевозку рыбы не повысит доступность продукта для потребителя», – делают вывод в ОАО «РЖД».

Нынешняя лососевая путина продлится до ноября. По прогнозам ученых Тихоокеанского научно-исследовательского рыбохозяйственного центра, в этом году подход лосося к дальневосточным берегам будет самым большим за столетие. Рыбаки смогут выловить до 500 тыс. тонн горбуши вместо обычных 300 тыс. тонн. Сейчас суточные выловы лососевых составляют 7–8 тыс. тонн. Из-за появившихся проблем рыбопромысловые компании продают часть улова в Китай. По данным Росрыболовства, в КНР уже ушло более 10 тыс. тонн горбуши. Так что поставленная задача главным рыбаком страны Андреем Крайним – накормить соотечественников ценным белком, не допустив, чтобы они перешли на макароны с хлебом, – может оказаться непосильной.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
697
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2430
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1626
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1252

Другие новости