На острове Русский все еще готовят дороги к стройкам саммита.
Фото с сайта www.apec2012.ru
Общеобразовательная школа № 5, расположенная на острове Русский, где в 2012 году пройдет саммит стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), стала новым яблоком раздора между Дальневосточной дирекцией Росстроя и местными жителями. Власти не знают, как поступить с учебным заведением, которое, оказавшись в эпицентре масштабной стройки, превратилось в камень преткновения для строителей и островитян.
Весной с.г. первый вице-премьер Игорь Шувалов, побывавший на острове Русский, заявил, что в школе № 5 в поселке Аякс хорошая аура, и приказал здание сохранить. Будущему федеральному университету, которому после форума отойдут здания отелей и бизнес-центров, школа на территории не в тягость и даже полезна для преемственности. Чиновники команду вице-премьера по возможности стараются выполнить.
И.о. гендиректора федерального государственного учреждения (ФГУ) Дальневосточная дирекция Росстроя Евгений Рогоза заявил, что учиться на стройке, где будут работать до 8000 человек и три сотни строительных машин, дети не должны. Школу лучше законсервировать, а 46 учеников пока возить в соседнее учебное заведение за 17 км. По заверению чиновников, Минрегионразвития готов выплатить компенсационный взнос в 62 млн. руб. (оценка школьного здания) на новое помещение, а генподрядчик ЗАО «Крокус» ремонтирует дорогу к ближайшей школе, куда на время переведут детей.
Мэрия Владивостока сначала согласилась с доводами о консервации школы, но на совещании в полпредстве глава краевого центра Игорь Пушкарев отыграл назад. «Мы готовы рассматривать все варианты и приобрести автобус, чтобы возить детей в другую школу. Но планируем с 1 сентября начать учебный процесс на том же месте». По мнению мэрии, учебное заведение не попадает непосредственно в зону застройки, краны там не ходят, а автостоянка находится в 500 метрах. Во Владивостоке больше школ, где транспорт ходит и ближе, и чаще. Градоначальник заявил, что не имеет права и оснований закрыть общеобразовательное учреждение. Чтобы обезопасить детей, мэрия предлагает школу обнести забором и поставить рядом пост ГАИ. Последнее слово теперь за прокурором Приморского края Юрием Хохловым, которому поручено разобраться в этом вопросе.
Жители Русского же уверены, что нет ничего более постоянного, чем временное: новое здание не построят, а детям придется трястись 34 км по ухабистой проселочной дороге. «Поставлена цель, и не важно, как она будет достигнута. Это не государственный подход», – считает председатель правления Владивостокской общественной организации по защите прав и интересов жителей острова Русский Геннадий Паскотин. По такому же принципу, по мнению активистов организации, решается и квартирный вопрос островитян, попавших в зону сноса. Семьи не первый месяц живут на стройке – сутками грохочет техника, как следствие - дороги от тяжелой техники превратились в направления.
Всего на острове в зону строительства попадает 122 объекта, из которых больше трех десятков – самовольные постройки: автомобильные гаражи, сараи и т.д. За них дирекция компенсации не даст. Из 81 квартиры, попадающей под снос, полсотни – частные. Оставшиеся – муниципальные – почти все выкуплены. При этом 26 семей пожелали остаться на Русском, а для остальных дирекция обязана подобрать подходящий вариант на материке.
Тем, кто хочет жить на острове, обещают построить на Русском многоквартирный дом. Другое дело – семьи, пожелавшие перебраться на материк, но недовольные оценкой жилья и суммой выкупа, которую им предлагают чиновники. «Конструктивного диалога не получается», – признают в Дальневосточной дирекции Росстроя, а также просят мэрию и краевую администрацию «подключиться к процессу». Чиновники утверждают, что островитяне решили использовать выпавший им шанс и улучшить жилищные условия за госсчет. По признанию мэра Владивостока Игоря Пушкарева, еще полгода назад переселенцам предлагали по 80 тыс. руб. за квадрат, но к тому времени, как Минрегион перечислил деньги, метры уже уценили.
Сейчас островитянам предлагают 60–62 тыс. руб. за квадратный метр. Во Владивостоке на них можно купить квартиру в сдающейся к зиме новостройке. Дирекция даже нашла такую – ЖК «Два капитана», где, по словам Рогозы, метр жилья экономкласса стоит 50–55 тыс. руб. По официальным отчетам, на эти условия пошли 11 собственников. «В действительности ни одна семья еще не переехала, а большая часть выкупленных квартир попросту пустовала, в других жили только летом отдыхающие горожане, – сомневается Геннадий Паскотин. – Естественно, мы хотим большего, а не поменять хрущевку на аналогичную квартиру в городе, уехав из курортной зоны и попав в худшее положение». По его словам, дирекция не компенсирует полные затраты переезжающих: на перевоз мебели, за потерю места работы, поиск риелтора и т.д., что гарантирует закон.
Полномочный представитель президента в Дальневосточном федеральном округе Виктор Ишаев также увидел в квартирном вопросе «недопонимание в рублях». А со школой полпред приказал разобраться, сначала исследовав «юридическую сторону». «Я не могу в сообщении президенту писать, что вот с этими людьми так и не найден общий язык, поэтому прошу вас найти это решение», – аргументировал Виктор Ишаев свою позицию.
Владивосток