Кирсан Илюмжинов активно участвовал в подготовке визита Владимира Путина в Монголию.
Фото ИТАР-ТАСС
Россия открыла «калмыцкий фронт» в разгорающейся «битве» за Монголию. К участию в схватке мировых держав, претендующих на крупные монгольские месторождения урана, угля, золота и меди, подключились калмыцкие религиозные и политические деятели во главе с Кирсаном Илюмжиновым.
В 2009 году Илюмжинов уже трижды побывал в Улан-Баторе. В январе он приехал с неофициальным визитом якобы исключительно как председатель Всемирной шахматной федерации (ФИДЕ). По информации «НГ», глава Калмыкии помимо шахматных дел обсуждал «вопросы российско-монгольского сотрудничества». А на самом деле – варианты оказания поддержки Кремля главе монгольского государства Намбарыну Энхбаяру на майских выборах президента страны.
Видимо, неформальная январская миссия Илюмжинова была вполне удачной, поскольку 1 февраля, уже во время официального визита в Улан-Батор, глава Калмыкии был награжден высшим монгольским орденом «Полярная звезда». Это, безусловно, серьезно повысило политический вес калмыцкого лидера среди монгольской элиты, и он, по информации «НГ», стал едва ли не главным теневым переговорщиком Кремля. Впрочем, это не случайно. «Глава Калмыкии располагает неплохими личными контактами среди представителей монгольской политической и деловой элиты», – сказал «НГ» пресс-секретарь Илюмжинова Буянча Галзанов, отказавшись, впрочем, назвать конкретные фамилии.
Тем не менее информированный источник в ближайшем окружении президента Калмыкии на условиях анонимности сообщил «НГ», что «Илюмжинов находится в личных дружеских отношениях как минимум с тремя министрами монгольского правительства, включая премьер-министра Санжагийна Баяра». Как удалось узнать, с Баяром Илюмжинов два года жил в соседних комнатах в студенческом общежитии МГИМО. Тогда же, в студенческие годы, нынешний глава Калмыкии познакомился с действующим министром образования Алтын Хуяком и министром окружающей среды и туризма Монголии Луймэдийном Гансухом («которого называет просто Зорик») , а также с будущей супругой монгольского президента. «Очевидно, что эти связи не могли не заметить и не использовать в Кремле, где озабочены провалами российской стороны в борьбе за монгольские месторождения природных ископаемых», – заметил собеседник «НГ».
По информации «НГ», глава Калмыкии принимал активное участие и в подготовке визита Владимира Путина в Улан-Батор в середине мая, во время которого российский премьер добился подписания соглашения о получении Россией лицензии на крупнейшие месторождения Монголии – угольное Таван-Толгой и медно-золотое Ою-Толгой – и также стал кавалером ордена «Полярной звезды».
По мнению политолога Дмитрия Савельева, следует ожидать еще более активного использования Россией «калмыцкого фактора» в борьбе за монгольские природные ресурсы. «Калмыки являются ближайшими родственниками монголов, и это обстоятельство, если его грамотно использовать, может стать одним из главных политических козырей российских политиков, стремящихся получить доступ к урановым месторождениям Монголии», – считает Савельев. По его оценкам, «основными соперниками РФ на монгольском направлении являются Китай, который уже получил контроль над значительной частью монгольских ресурсов, а также США, которые через канадские компании, опираясь на поддержку Демократической партии Монголии, пытаются потеснить Пекин и не допустить возвращения России на родину Чингисхана». Савельев уверен, что перспективы российского присутствия в Монголии напрямую зависят от исхода президентских выборов, которые состоятся 24 мая: «Россия поддерживает на них кандидатуру действующего президента Энхбаяра. Однако во время визита в Улан-Батор Путин подал сигнал о готовности развивать межпартийные отношения и с монгольской оппозиционной Демократической партией, кандидат от которой – Цахиагиин Элбэгдорж – также борется за пост главы государства».
По имеющейся информации, «монгольская миссия» Илюмжинова будет продолжаться и после президентских выборов в Монголии. Так, через месяц глава Калмыкии вновь собирается в Улан-Батор, вероятно, с целью подготовки летнего визита в Монголию президента Дмитрия Медведева. «Калмыцкий фактор» становится все более заметным в монгольской политической жизни, и Кремль, судя по всему, намерен задействовать его на полную мощность, чтобы предотвратить дальнейшую экспансию Китая и Соединенных Штатов в регионе», – заявил «НГ» политолог Александр Стризое. По его мнению, скорее всего «использование «калмыцкого фактора» на монгольском направлении российской политики, помимо личного ресурса Илюмжинова, будет дополнено развитием религиозных, буддистских связей».