Новый стан ОАО "ММК" называют крупнейшим инвестиционным проектом десятилетия.
Фото автора
Крупнейшие промышленные предприятия Челябинской области в 2009–2010 годах планируют запустить производство толстолистового металлопроката, труб большого диаметра и рельс для высокоскоростных магистралей. Открытие новых цехов, по мнению специалистов, станет не только прорывом южноуральской промышленности в условиях кризиса, но и обеспечит российский рынок металлопроката конкурентоспособной импортозамещающей продукцией.
Челябинская область представит свои промышленные предприятия на предстоящей в конце мая с.г. выставке «Индустрия Урала», которая пройдет в Тюмени в рамках реализации проекта «Урал Промышленный – Урал Полярный». В числе 15 предприятий региона в выставке примут участие региональные металлургические гиганты со своими новыми проектами. «От металлургической промышленности Челябинской области в выставке примут участие Магнитогорский металлургический комбинат с проектом «Стан-5000» и Челябинский металлургический завод со своим рельсо-балочным станом, – рассказал «НГ» министр промышленности и природных ресурсов Челябинской области Евгений Тефтелев. – Это системообразующие предприятия, которые выпускают продукцию, необходимую газовикам и нефтяникам».
Стан-5000, или, как его еще называют, «крупнейший инвестиционный проект последнего десятилетия», по словам председателя совета директоров ОАО «ММК» Виктора Рашникова, должен быть сдан в эксплуатацию уже в середине июля 2009 года. В нынешнем октябре исполнится два года с момента начала работ по его строительству. Изначально пуск стана по производству толстолистового проката на ММК планировался на конец 2009 года.
Сейчас в цехе монтируют сердце будущего стана – клеть весом 5600 тонн, в которой будет происходить прокатка листа, а сам цех занимает площадь 130 тыс. кв. м и по размерам напоминает авиационный ангар на несколько самолетов. «Чтобы прокатать лист, нужны большие площади. Общая длина самого стана один километр, – рассказал «НГ» начальник листопрокатного цеха № 9 Максим Галкин. – Для прокатного производства, а именно для выпуска толстолистового проката, нужны именно такие габариты». Это будет самый мощный стан среди аналогичных агрегатов в мире. Его производительность составит около 1,5 млн. тонн в год, в том числе около 0,3 млн. тонн в год термически обработанного листа. В новом цехе будет производиться высокорентабельный толстолистовой прокат шириной до 4854 мм и классом прочности до Х100–Х120.
Экономический кризис и снижение цен на строительные материалы позволили удешевить стоимость проекта. Изначально планировалось потратить 43 млрд. руб., но итоговая фактическая стоимость сократилась до 39 млрд. руб. Запуск проекта позволит полностью обеспечить российские предприятия толстолистовым прокатом, который широко применяется при строительстве морских судов, мостов и промышленном машиностроении.
Основным партнером магнитогорцев станет Челябинский трубопрокатный завод, на котором из этого листа будут сваривать трубы большого диаметра, необходимые для отечественной нефтегазовой промышленности. Для этого на ЧТПЗ параллельно ведется строительство стана-1420. Как рассказал «НГ» председатель совета директоров ОАО «ЧТПЗ» Александр Федоров, стан будет выпускать трубы длинной 18 м, диаметром 1420 с толщиной стенки до 48 мм и самой большой категорией прочности, которую могут сегодня произвести металлурги. Запуск нового цеха – это увеличение мощностей ЧТПЗ практически на 60%. Цех обеспечит более тысячи новых рабочих мест, объем инвестиций в проект составляет около 500 млн. евро.
Запуск нового цеха на ЧТПЗ планируют произвести уже к середине 2010 года. По мнению специалистов, совместный проект ММК и ЧТПЗ позволит уменьшить зависимость российской промышленности от импорта. Ведущие нефтяные и газовые компании России уже готовы сотрудничать с южноуральскими промышленниками. «Транснефть», осуществляющая транспортировку 93% добываемой в России нефти, уже ведет переговоры о поставках с челябинскими трубопрокатчиками. В ближайших планах компании строительство отвода от нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО) в Китай. Помимо этого планируется использование труб большого диаметра при прокладке магистрального газопровода «Северный поток» – по дну Балтийского моря из России в Германию.
Еще одним направлением стратегического развития российской экономики станет модернизация сети железных дорог. Учитывая это, руководство Челябинского металлургического комбината приняло решение о строительстве рельсо-балочного стана. Будущее производство в Челябинске еще до его запуска обеспечено заказами на длительный срок – в ноябре 2008 года между ОАО «Мечел» и ОАО «РЖД» подписан договор на поставку рельсовой продукции на 2010–2030 годы. «Этот проект открывает для комбината новые перспективы, – рассказал директор по перспективному развитию ОАО «ЧМК» Андрей Мокринский. – Особопрочные рельсы для скоростных магистралей выпускают только в Австрии и Японии, а потребность в них растет». По словам руководства ЧМК, в России рельсы выпускают только в Нижнем Тагиле и Новокузнецке, причем обычные, длиной 15 и 25 м. А на ЧМК будут производить особопрочные рельсы 100-метровой длины. Кроме того, на территории комбината будет организовано еще одно производство, на котором произведенные рельсы будут сваривать в 800-метровые плети бесстыкового, так называемого «бархатного пути» для высокоскоростных магистралей. Использовать подобные рельсы предполагается при строительстве железной дороги между Москвой и Санкт-Петербургом, а также в Сочи, к открытию Олимпиады 2014 года.
Реализация этих трех металлургических проектов привлечет в Челябинскую область около 93,5 млрд. руб. в виде инвестиций и обеспечит постоянные рабочие места 3,2 тыс. южноуральцев. Говоря о значимости этих проектов, губернатор Челябинской области Петр Сумин отметил, что строительство новых станов на металлургических гигантах области станет прорывом в условиях мирового экономического кризиса.