В узком кругу татарстанской оппозиции с надеждой обсуждают последние столичные слухи. Якобы председатель Совета Федерации, он же лидер «Справедливой России» Сергей Миронов на днях имел аудиенцию у президента Дмитрия Медведева и пожаловался последнему на итоги прошедших 1 марта в Татарстане выборов. Мол, Сергей Миронов предъявил главе государства доказательства фальсификации на выборах в республике, а глава государства в ответ дал команду все проверить и, если факты массовых нарушений получат подтверждение, отменить результаты голосования в Татарстане. Республиканская политическая оппозиция получила новую надежду на перемены. Новую – потому что с таким же энтузиазмом, прямо перед выборами, они обсуждали похожие столичные слухи.
За месяц до голосования экс-лидер местной ячейки Демократической партии России Рашид Ахметов выразил общую надежду: Дмитрий Медведев якобы дал команду не задвигать оппозицию в регионах и шире представлять ее в местных парламентах. В этот слух в Татарстане поверили столь отчаянно, что никто из кандидатов-оппозиционеров не сомневался в своей победе. Каково же было разочарование, когда утром 2 марта ЦИК РТ объявил совсем другие результаты. Если раньше в Государственном совете Татарстана из 100 человек были четыре депутата, которые могли выступать против воли президента РТ Минтимера Шаймиева, то теперь не будет и этих четырех. В парламент не избран никто из оппозиционеров, даже те, кто раньше там был. В Госсовет прошла партия власти, у нее больше 80% (рекорд в регионах), и лояльные режиму Шаймиева местные коммунисты, у которых чуть больше 10%. Татарстанский парламент, по меткому определению политобозревателя местного еженедельника «Вечерняя Казань» Марины Юдкевич, превратился в клуб миллионеров – большинство из его депутатов, согласно представленным декларациям о доходах, очень состоятельные люди.
Последние девять лет, начиная с избрания Владимира Путина президентом России, оппозиция Татарстана живет надеждой на скорые и большие перемены. Этой надеждой живут и в других регионах России с несменяемыми лидерами, например в Башкирии. Надежды подогреваются слухами, слухи рождаются из мельчайших деталей, которые привозят московские гости. Например, на третьей инаугурации президента Шаймиева в 2001 году политический «андерграунд» с жаром обсуждал подарок главе Татарстана от тогдашнего полпреда президента в Приволжском федеральном округе Сергея Кириенко. Тот подарил президенту РТ лошадиное седло. На полном серьезе оппозиционеры говорили – это знак того, что Владимир Путин «оседлал сепаратиста» Шаймиева и скоро его уберут. Через год остряк Кириенко подарил президенту РТ метлу, и снова забрезжила надежда. Этот «знак» объясняли так – Путин скоро выметет Шаймиева из Казанского кремля этой метлой. Глава администрации президента России Александр Волошин как-то публично преподнес Шаймиеву ковер – и снова надежда: пора, мол, Минтимеру Шариповичу на пенсию, сидеть перед камином на подаренном ковре. Но шли годы, уже нет в большой политике полпреда Кириенко и всесильного главы президентской администрации Волошина, только в Татарстане все на своих местах. Шаймиев по-прежнему руководит республикой, а оппозиционеры по-прежнему живут надеждой на скорые перемены. Теперь надежды эти питает новый президент Дмитрий Медведев.
Сразу же после выборов 1 марта разочарованные оппозиционеры созвали пресс-конференцию, на которой заявили, что не будут оспаривать результаты голосования, поскольку «бесполезно». Однако некоторые все же решились подать в суд после появления слухов о жалобе Миронова президенту. Вдруг действительно итоги голосования признают недействительными.
Несменяемость элиты в регионах и неспособность местной оппозиции повлиять на политическую жизнь привели к очень странной традиции – провинциальные политики фабрикуют слухи, верят этим слухам и живут только надеждой на федеральный Центр и на президента России, который обязательно должен помочь.
Лужков в Москве, Шаймиев в Татарстане, Рахимов в Башкирии, Илюмжинов в Калмыкии – эти лидеры благополучно правят на местах уже второй десяток лет и почти столько же времени их регулярно (по слухам) «отправляют в отставку», или «грозят им пальцем», или «напоминают о справедливости». На днях пресс-служба президента Башкирии опубликовала опровержения слухам о том, что Муртаза Рахимов уходит со своего поста. В сентябре прошлого года оппозиция пыталась лишить Татарстан президента Шаймиева, которого попросту объявили умершим. Сегодня политический «андерграунд» в Казани живет надеждой на отмену прошедших выборов. Как говорится, надежда умирает последней и, если чаяния оппозиционеров не оправдаются, можно быть уверенным, что появятся новые слухи и новые надежды. В этом смысле федеральный Центр и президент России никогда не потеряют своего обаяния в глазах провинциальных политиков, ведь из двух зол всегда выбирают то, что подальше.
Казань