Из владивостокских театров в Москве, то есть далеко за пределами города, знают, пожалуй, только один – Приморский краевой имени Горького. Он более или менее регулярно приезжает в столицу на гастроли, у него и репутация творчески и коммерчески успешного дела.
Новый сезон Приморский краевой академический театр им. Горького начал, по мнению критиков, «тремя сильными, яркими и значимыми премьерными постановками»: «Борис Годунов», «Три сестры» и «Сумасшедшая любовь» (новое прочтение «Бесприданницы». – «НГ»). Классика в новом прочтении, но все же классика – лозунг сезона. И непременные мюзиклы, без которых «Горьковка» будет сама не своя.
Известный в Приморье театральный критик Галина Островская любит рассказывать про главного режиссера театра Ефима Звеняцкого анекдот, вообще-то известный и без участия известного режиссера, но в данном случае приписываемый ему. В школе по просьбе учительницы дети показали Богу кукиш. А маленький Фима отказался: «Если Бог есть, то зачем ему показывать кукиш, а если нет, то какой смысл?» Это и к пониманию репертуара театра, и его живучести.
Житейская мудрость и прозорливость помогают Звеняцкому держать детище на плаву, а врожденный авторитаризм – труппу в тонусе. Актер другого местного театра сказал «НГ», что никогда бы не стал работать у Ефима Семеновича, даже несмотря на то, что и зарплата приличная, и трупа сплоченная, и технические службы завидные, и порядок. Попросту не готов сознательно положить себя на «ефимовскую» плаху.
В прошлом году театр отметил 75-летие, худрук – 60-летие и успешное вживание в роль депутата краевого парламента. Сначала политик Звеняцкий хлопотал о выделении не 6 млн. руб. на краевую культуру, как было, а 50 млн., потом готовил поправки в бюджет для дополнительных расходов на установку в театре системы кондиционирования. Депутаты с пониманием отнеслись к проблеме духоты в ложах и поручили коллеге подготовить документы.
«Без бюджетного финансирования, без поддержки администрации края мы бы давно кончились, – признается Ефим Звеняцкий. – Однако, думаю, что театру нужно выходить из-под опеки государства и переходить на самофинансирование. Нынешняя система работы театров с казначейством медленно их топит. Жить, как сегодня, нельзя». Идти с коллегами в автономное от бюджета плавание Звеняцкий не боится, потому что уверен в «уважении со стороны зрителя и власти», и в том, что «в новой ипостаси театр полезнее власти». Впрочем, пока еще все документы по переходу в новую форму не готовы, говорить о театре как об автономном учреждении еще рано. Как бы то ни было, Звеняцкий, как и в Москве Олег Табаков, готов на себе опробовать новую «кольчужку», которая, кроме прочего, гарантирует освобождение от неукоснительного исполнения федерального закона, по которому почти все траты должны проходить через конкурсные процедуры. А в итоге такое «простое дело», как выпуск спектакля, по экономическим причинам неминуемо затягивается на несколько месяцев.
В новом сезоне приморцам обещают обновленное «Шоу Ефима Звеняцкого». Благодаря тому, что примы не чурались петь и танцевать перед жующей публикой, театр выжил в смутные годы. И сейчас шоу – это заметные прибавки к зарплате.
Весной 2008 года труппа выступала на сцене МХТ и петербургского БДТ. По стечению обстоятельств в это же время в Барвихе восстанавливался губернатор Приморья Сергей Дарькин, здоровье которого пошатнулось после допроса и обыска в коттедже и кабинете. Его супруга – прима приморского академического заслуженная артистка РФ Лариса Белоброва – конечно же навестила больного.
«Ваш театр я нашел прелестным. Здорово, когда власти интересуются им, – сказал на встрече с журналистами Станислав Садальский, приехавший во Владивосток с очередной антрепризой. – На месте министра культуры приказал бы всем губернаторам жениться на артистках. В прошлый раз приезжал – здесь были грязные немытые стекла. А сейчас смотрю – шикарные декорации, чистота и порядок».