Депутаты Законодательного собрания Красноярского края приняли в первом чтении уникальные для субъектов РФ законы «О краевой народной инициативе» и «О народном обсуждении». «Эти законы – возможность для жителей края внести проекты правовых актов губернатору, Законодательному собранию, правительству края. Внесение этих законопроектов должно проходить по процедуре референдумов» – так определил суть новации красноярских парламентариев вице-спикер Алексей Клешко.
В законах, в частности, прописываются механизмы внесения законодательной инициативы граждан в краевые органы власти. Например, нужно не менее 20 человек, чтобы внести народную инициативу на рассмотрение. Инициативная группа обращается с ходатайством о регистрации в краевой избирком, который наделяется соответствующими полномочиями по регистрации и проверке подписей в поддержку краевой народной инициативы.
Любопытна генеалогия этих законов. Год назад во время выборов в Госдуму красноярские единороссы запустили проект так называемого «Народного бюджета» (НБ). Его суть была проста – население призвали выбрать из перечня предложенных объектов приоритетные, на которые должны в первую очередь выделяться деньги из бюджета. «При проведении выборов в Госдуму мы использовали такой элемент работы с населением, как принятие «Народного бюджета», – вспоминает председатель краевого парламента Александр Усс. – Проводили опрос избирателей по тому перечню бюджетных расходов, который был уже в бюджете. Результаты этой работы были самым серьезным образом проанализированы и использованы. Процентов на 90 то, что было поддержано населением, на самом деле стало нашим законом и было профинансировано. Хорошо функционирующая власть ничего не изобретает, а, выслушивая людей, делает так, как они ей говорят».
Политтехнологическая подоплека этого проекта особо и не скрывалась. «Единая Россия» отчаянно боролась тогда за повышение явки и, надо признать, «Народный бюджет» сыграл в этом позитивную роль. Однако конкуренты не без оснований посчитали, что НБ – это практически открытая форма агитации за партию власти и попытались опустить перед «Народным бюджетом» законодательный шлагбаум, правда, без особого успеха. В день выборов коммунисты даже пробовали бороться с урнами для голосования, куда опускались бюллетени НБ, но это было жестом отчаяния.
История, кстати, получила продолжение уже в этом году на выборах в Законодательное собрание соседней Иркутской области, на которых приезжие красноярские пиарщики решили использовать опыт НБ для решения тех же политических задач. Но на этот раз неожиданно заупрямился областной избирком, который запретил проведение голосования по «Народному бюджету».
Эксперты относятся к законопроекту двояко. «С одной стороны, хорошо, что красноярцы получили законодательное право участвовать в своей судьбе. С другой, эти законы будут жить только в том случае, если их станут «удобрять сверху», – уверен политолог Сергей Жабинский. – Сейчас у нашего населения в условиях финансового кризиса одно большое пожелание к власти – жить стабильно и без потрясений, вряд ли остальные темы его волнуют так остро, хотя я не исключаю, что через какое-то время эти законы окажутся востребованы».
Красноярск