Автомобилисты Владивостока продолжают держаться за правый руль.
Фото ИТАР-ТАСС
Дума Владивостока обратилась к спикеру парламента Приморья Виктору Горчакову, в котором просит краевых депутатов обратиться в Госдуму РФ и рекомендовать не принимать предложенные поправки в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения». Предложенные 25 октября с.г. поправки могут существенно ограничить эксплуатацию и ввоз в РФ автомобилей с правым рулем.
Депутаты Владивостока через краевую Думу постарались ответить своим федеральным коллегам Олегу Морозову и Николаю Гончару, предложившим поправки в законодательство, которые могут поставить крест на праворульных авто. «Мы сделаем все, чтобы в Москве нас услышали, – уверяет депутат, председатель краевого общественного движения защиты автомобилистов Дмитрий Пенязь. – Мы тоже ездим на автомобилях с правым рулем и понимаем, насколько этот сегмент рынка важен для края». В своем обращении городские парламентарии пишут, что «запрет праворульных машин неприемлем, учитывая региональную специфику Приморского края, где более 90% автомобилистов эксплуатируют автомобили японского производства».
Ранее против изменений в законодательстве высказались и приморские автомобилисты, которые в воскресенье провели во Владивостоке акцию протеста. Более 500 автомобилей проехали и свыше тысячи человек прошли колонной по центральным улицам Владивостока с плакатами «Правый руль – наш выбор», «Отменить 5000 евро за кузов авто», «Нам конструкторы нужны». Также в штыки в Приморье приняли ввод с 14 ноября с.г. новой заградительной пошлины на ввозимые автомобильные кузова. Их нередко используют для сбора «конструкторов» – автомобилей, доставленных в страну по частям. Ввозить по частям подержанные «японки» приморцы стали в ответ на повышение пошлин на подержанные иномарки в 2003 году. Выгода очевидна: за ввоз, к примеру, «цельной» «Тойоты Короллы» 1997 года выпуска таможенная пошлина составляла около 100 тыс. рублей, за «конструктор» государство брало лишь 7,5 тыс. рублей. Оформление было легальным и называлось «заменой агрегатов». По закону, если изнашивался двигатель машины или страдал в аварии ее кузов, детали можно было отдельно ввезти из Японии и заменить. Но изношенные агрегаты нередко заменялись так радикально, что на документы «старой» «Короллы» фактически оформлялась новая машина. У двух авто, кроме названия, ничего общего не было, что и вызывало недовольство таможни.
«Конструкторы» ввозят в Приморье уже третий год, причем нынче их оформили в два раза больше, чем в прошлом, – подсчитывает для «НГ» заместитель начальника Владивостокской таможни Леонид Гурин. – За девять месяцев только через нашу таможню ввезено более 40 тысяч кузовов, что составляет 20% оформленных «целых» автомобилей. С 14 ноября за кузов для «конструкторов» придется заплатить государству от 5 тысяч евро».
Заградительная пошлина сделает кузов, например, для той же «Короллы» 1997 года золотым – 180 тыс. руб. Этот шаг правительства – удар по участникам авторынка, специализировавшимся на «конструкторах». По прогнозам одних экспертов, из-за нововведения во Владивостоке останется без работы не меньше 5 тыс. человек. По оценке других, с авторынка края уйдет до 40% автодилеров, а подержанные «японки» подорожают на треть.
В результате запретительных мер теперь, если машина на самом деле попадет в аварию и кузов будет деформирован до неузнаваемости, владельцу придется покупать не запчасть, а новый автомобиль.
Но это еще не все. Дальневосточные таможенники пригрозили нанести удар не только по «конструкторам», но и по «помогайкам» – туристам, которые за небольшую плату везут через границу баулы с ширпотребом для отечественных предпринимателей. Выгода обоюдная: «помогайка» за 500 руб. вместо 100 долл. попадает на сутки в китайский городок – отдохнуть, дешево поесть и купить на два кило товаров для себя. Предпринимателю через «помогаек» дешевле и быстрее перевезти груз в Россию, чем оформлять его багажом и платить пошлину.
«От Благовещенска до Хасана «помогайки» ввозят в сутки 90 тонн вещей, – подсчитал начальник Дальневосточного таможенного управления Игорь Власенко. – Все это погружается в железнодорожные составы и уходит в европейскую часть страны. При этом шум вокруг этого бизнеса только в Приморье».
Борьба на «помогаечном» фронте в Приморье идет уже несколько лет. В 2006 году были уменьшены нормы провоза беспошлинного багажа (с 50 до 35 кг) и число поездок (не чаще одного раза в месяц). Многие приморские турфирмы, у которых эконом-туры были основным доходом, закрылись. По мнению таможенников, необходимо еще больше ужесточить требования: разрешить ввоз без пошлины не 35, а 25 килограммов, и поднять ценовые планки. Но пока эти нормы государство не узаконит, таможенники грозят строже досматривать сумки лжетуристов. Словом, если в сумке подозрительного «путешественника» будет три пары кроссовок 42-го размера, а в его семье один ребенок трех лет, то инспектор может посчитать это подлогом и завести дело.
Владивосток