Волгоградская область может получить долгожданный шанс включиться в амбициозную стройку, способную изменить социально-экономическую перспективу региона. Речь идет о прокладке через Волгоград автобана, соединяющего европейскую часть России и Китай. В случае успеха этого проекта, о необходимости которого в Москве и городе-герое на Волге говорят как минимум три года, Волгоградская область превратится в один из стратегических регионов РФ, сопоставимый по своему транзитному потенциалу с крупнейшими портовыми центрами страны.
Волжский транзитный проект по созданию транспортного моста «Восток-Запад» предполагает организацию прямого автомобильного сообщения по линии «Россия – Казахстан – Китай». По информации открытых источников, одно из возможных направлений этого проекта «Ростов-на-Дону – Волгоград – Вишневка – Джаныбек – Актобе» с последующим выходом к границе с Китаем по существующим транспортным магистралям Казахстана.
По мнению авторов идеи, которую разделяет и волгоградский политолог Алексей Буров, реализация этого проекта позволила бы сделать транспортную систему России более привлекательной для транзитов грузов, в том числе нефти и газа. Губернатор Волгоградской области Николай Максюта ознакомил с представленными мэрией Волжского наработками президента РФ Дмитрия Медведева, после чего глава государства рекомендовал региональным властям подготовить и направить на его имя предложения по участию федерального Центра в реализации транзитного проекта.
При строительстве нового транспортного коридора, способного соединить Россию, Казахстан и Китай, «волжский проект» вряд ли является оптимальным – по крайней мере, в части отстаивания стратегических российских интересов, а также экономических интересов Волгоградской области. Во всяком случае, тот его вариант, что был озвучен с санкции пресс-службы областной администрации (отправная точка проекта – Ростов-на-Дону и далее на восток, вплоть до границ с КНР). Этот проект, несомненно, выгоден ростовским политическим и деловым элитам, однако он не способствует принципиальному изменению транспортного и геоэкономического статуса Волгоградской области, которая в этом случае становится всего лишь «транспортным придатком» для Ростовской области. Не способствует такая конфигурация транзитного проекта и стратегическим интересам РФ, руководство которой сделало ставку на развитие портовой инфраструктуры северо-западных областей страны, ориентированной на судоходные ресурсы Балтийского моря и развитие торгово-экономических отношений со странами Евросоюза.
Предлагаемая «волжским проектом» транспортная схема соединяет (через волгоградский узел) юг России с Казахстаном и КНР (стратегическая линия «Запад-Восток»). Однако для перспективного развития Волгоградской области, по мнению ряда экспертов, требуется иная транзитно-полюсная модель – по стратегической линии «Север-Юго-Восток».
Напомним, что в настоящее время федеральный Центр предпринимает активные усилия по развитию портовой инфраструктуры страны. В первую очередь, внимание уделяется морским портам на северо-западе России (Ленинградская область). Соединение портовых терминалов качественным автомобильным сообщением является необходимым условием успеха стратегии транспортной модернизации Федерации.
Для Волгоградской области представляется перспективным встраивание в транспортный проект, который бы не только был экономически выгоден региону, но и способствовал бы увеличению политического веса волгоградских региональных элит в московских коридорах власти. Именно по этому принципу строят свою транспортную и инфраструктурную политику ростовские руководители – для них разработка и реализация экономически выгодных проектов неотделимы от решения задачи укрепления позиций «ростовского лобби» в Москве. «Волжский проект» нового транспортного коридора, имеющий начало в Ростове-на-Дону, вполне возможно, появился на свет не без поддержки амбициозно мыслящих ростовских стратегов, сидящих в кабинетах на Большой Садовой улице (здесь расположено Южное полпредство) в столице Донского края.
По мнению ряда волгоградских экспертов, при разработке проекта строительства стратегического автобана «Россия – Казахстан – Китай» стратегам из города-героя следует делать ставку не на транспортное сопровождение экономических и политических интересов ростовских элит, а на, во-первых, модернизацию уже имеющейся автомагистрали «Москва-Волгоград», и, во-вторых, проектирование «восточного автобана» непосредственно из Волгограда в Казахстан и КНР – как продолжение модернизированной «московской трассы». Ставка на трассу «Москва – Волгоград» как на первый элемент «восточного автобана» является не самоцелью: в этом случае новый транзитный проект будет вписан в северо-западные транспортные коридоры (которые уже соединяют Москву с Санкт-Петербургом и портовыми терминалами с выходом в Балтийское море). Очевидно, что важную роль в реализации проекта «восточного автобана» будет играть мост через Волгу, практически уже построенный в Волгограде.
Другими словами, развернув отправную точку «восточного автобана» с южного «ростовского» на северное «московское» направление, Волгоградская область получит гораздо большие возможности для реализации масштабных экономических проектов (завязанных на весьма влиятельный сегодня «питерский капитал») и для усиления позиций волгоградских элит в Москве (где все те же «питерские группы интересов» представлены самым убедительным образом).
«Московская модель» строительства автобана исключает трансформацию статуса Волгоградской области в транспортный придаток одного из регионов РФ и, напротив, повышает статус города-героя на Волге до уровня стратегического логистического узла, «закрывающего» регион Южного Поволжья, а также территории, находящиеся в непосредственной близости от границ Центральной Азии, и соединяющие их, как с «китайским полюсом», так и с русским Северо-Западом. Кстати, есть веские основания полагать, что китайской и казахстанской сторонам перспектива создания глобального транспортного модуля, соединяющего – через «волгоградский узел» и модернизированную «московскую трассу» развитые центры Казахстана и КНР с северо-западными портами России – будет не менее интересна, чем «прорыв» к транспортному терминалу Ростова-на-Дону.
Хотя, как отмечает волгоградский политолог Александр Стризое, «безусловная логика есть и в «ростовском варианте» строительства автобана, который поддерживает, судя по всему, также администрация Волгоградской области: он дает возможность Казахстану и Китаю – через транзитную инфраструктуру Ростовской области – выйти на рынки Украины и далее – по южному маршруту – в государства Юго-Восточной Европы и ЕС».
В этом деле уже появились свои интриги. Проект нового транзитного маршрута на V Форуме руководителей приграничных регионов России и Казахстана, который проходил в сентябре в казахстанском городе Актобе, презентовали не руководители администрации Волгоградской области, а┘ мэрия города Волжского – второго по величине города региона. Этот факт не может вызвать недоумения у наблюдателей. Учитывая очевидный повышенный интерес к проекту автобана со стороны ростовских политических и деловых кругов, возникает предположение, что волжские муниципальные чиновники всего лишь выступили в роли «презентаторов» чужой для них инициативы┘ Либо придется признать, что муниципальные руководители города-спутника Волгограда в большей мере обладают стратегическим мышлением, нежели руководители губернского масштаба.
Очевидно, что новый автомобильный транспортный маршрут, соединяющий российские регионы с Казахстаном и Китаем, рано или поздно будет построен. Пока еще остается открытым вопрос о точном маршруте «нового восточного транзита». Волгоградская область будет вписана в него в любом случае. Однако только от активности и энергии волгоградских элит зависит, в каком статусе регион выступит в этом проекте.
По мнению волгоградского эксперта Николая Малыгина, очень многое при выборе того или иного варианта строительства автобана будет значить позиция руководства партии «Единая Россия». «Единороссы сегодня становятся государственно-образующей партией. Лидер партии – премьер-министр РФ Владимир Путин – наверняка будет самым активным образом участвовать в определении формата архитектуры нового восточного транзитного проекта. Это означает, что заинтересованным сторонам – потенциальным участникам «восточного транзита» – следует уже сегодня заручиться поддержкой партийного руководства «Единой России». Поскольку именно от ее позиции зависит и обсуждение проектов «восточного транзита» в Госдуме, и окончательное решение правительства РФ, которое возглавляет председатель партии единороссов», – подчеркнул эксперт.