Департамент градостроительства администрации Приморья объявил о проведении конкурса на выполнение проектно-изыскательских работ на строительство театра оперы и балета, центра травматологии, ортопедии и эндопротезирования и концертно-спортивного комплекса. Сдачу этих сооружений власти Приморья хотят приурочить к саммиту АТЭС 2012 года, а строить – в рамках программы развития Владивостока как центра России в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Самый неоднозначный и спорный, но и самый дорогой для бюджета – театр оперы и балета. Только на его проектирование выделяется 125 млн. руб. Театр предлагается разместить на насыпном острове в районе Спортивной гавани Владивостока.
Ученые выступают против театра в Амурском заливе. На последнем градостроительном совете член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительных наук профессор Валентин Аникеев был категоричен: решение неправильное. «Такие здания в градостроительстве считаются важнейшими, формирующими ансамбли центральных площадей столичных городов. Они создают образ города, его ауру. Еще в 1953 году у центральной площади Владивостока архитектором Куренным было отведено место под театр на тысячу мест и был выполнен проект. Сейчас на этом месте (между площадью Борцов за власть Советов и зданием штаба Тихоокеанского флота. – «НГ») есть «архитектурный провал», – заявил «НГ» Валентин Аникеев.
В крупных городах театры, музеи, картинные галереи, филармонии размещаются «кучно». Архитекторы Владивостока раньше придерживались этой же традиции: в районе центральной площади находятся музеи, театр юного зрителя, филармония, кинотеатр «Уссури», краевой драмтеатр им. Горького, театр ТОФ, театр кукол, картинные галереи и т.д. По мнению Валентина Аникеева, в прошлом главного архитектора Владивостока, а ныне научного руководителя генплана Владивостока, здесь место будущему театру оперы и балета, который станет единственным подобным заведением на Дальнем Востоке.
«Предлагаемая площадка в районе Спортивной гавани и спорткомплекса «Олимпиец» – это рекреационно-спортивная, а не общественно-культурная зона, – рисует образы эксперт. – Представьте: летом на гастроли приедут столичные и зарубежные труппы, а у театра будет тусоваться в мини-бикини пляжная публика. Спектакли совпадут по времени с футбольными матчами на соседнем стадионе или соревнованиями в «Олимпийце». Это приведет к столкновению эмоционально подогретой толпы фанатов и чопорной театральной публики».
Архитекторы недовольны не только культурной несовместимостью объектов. Для создания насыпного острова площадью около шести гектаров потребуется примерно 700 тыс. куб. м скального грунта. Перевозка грунта по запруженным центральным улицам Владивостока вызовет огромные расходы и еще большие заторы на дорогах. А если строить на века, то насыпной остров сначала должен несколько лет пройти «выдержку». Однако губернатор Сергей Дарькин хочет сдать театр под ключ к открытию саммита АТЭС-2012.
Похоже, приморским властям не дают покоя лавры будущей столицы Олимпиады-2014. Правда, «Остров Федерация» в Сочи будет строиться на средства арабских инвесторов, а за 6 га насыпи в Спортивной гавани, похоже, платить придется из регионального и федерального бюджетов.
Оппоненты из «Приморгражданпроекта» и администрации края приводят контраргументы против театра оперы и балета близ центральной площади Владивостока: мало места и неизбежные судебные тяжбы претендентов на землю. Противники насыпного острова повод с правами на участок считают надуманным: в случае принудительного отчуждения участка для государственных нужд (строительство театра утверждено постановлением правительства РФ. – «НГ») он изымается в соответствии с Земельным кодексом путем выкупа.
Приморцы такому подарку вроде и рады, но понять, как совместить суммы на строительство культурного заведения и наставления премьер-министра Владимира Путина строить «без золота и бриллиантов», руководствуясь функциональностью и разумом, у них не получается. Неясно, на чем театральная публика будет добираться до театра на воде? Неужели по тому самому третьему мосту, который пообещал экс-президент во время прошлогодней «прямой линии» со страной. А горожане уж было подумали, что Владимир Владимирович тогда оговорился.
Владивосток