Плохое состояние дорог является одной из главных причин дорожно-транспортных происшествий в Волгоградской области. Такой вывод представители областной прокуратуры сделали после проверки состояния транспортных магистралей региона. Согласно данным ревизии, каждое третье ДТП в Волгоградской области происходит из-за неудовлетворительного состояния дорог. Персональное представление по итогам дорожной ревизии прокуратурой внесено волгоградскому губернатору Николаю Максюте.
Аварийность на волгоградских дорогах заметно выше, чем в среднем в России и в Южном федеральном округе. Так, если в среднем по РФ по причине плохих дорог случается 23,1% ДТП, а по Южному федеральному округу – 21,2%, то в Волгоградской области этот показатель достигает 33,5%. Таким образом, фактически треть волгоградских областных дорог опасна для жизни.
Примечательно, что аварийные ситуации на дорогах региона создает не только плохое асфальтовое покрытие или его отсутствие. Не менее катастрофической является деятельность органов местного самоуправления, активно занимающихся самоуправством на дорогах или, напротив, не выполняющих обязательства по сохранению дорожной сети. По итогам дорожной проверки прокуратура Волгоградской области внесла 24 представления, опротестовала 86 незаконных правовых актов, объявила восемь предостережений. Персональное представление прокуратурой было внесено и губернатору Волгоградской области Николаю Максюте. Прокуратура также направила в суд иски о понуждении к выполнению обязанностей по содержанию дорог органов местного самоуправления Алексеевского, Еланского, Иловлинского, Котовского, Серафимовичского, Суровикинского, Нехаевского, Камышинского и ряда других сельских районов.
Одной из главных проблем волгоградских дорог является отсутствие на них дорожных знаков. Например, в Алексеевском районе, где, как показала проверка прокуратуры, дороги находятся в очень плохом состоянии, ни в одном сельском поселении около школ, больниц, магазинов не оказалось ни одного упреждающего дорожного знака. На дорогах еще одного района – Нехаевского – отсутствует свыше 150 дорожных знаков.
Бездействие местных властей в одних районах дополняется их самоуправством в других. Прокурорская проверка выявила просто вопиющие случаи, заставляющие вспомнить административную анархию начала 90-х годов. Так, например, глава Антиповского сельского поселения Камышинского района Волгоградской области издал распоряжение «О запрещении проезда большегрузных машин по дорогам с твердым и грунтовым покрытием в селе Антиповка». Фактически антиповский глава попытался парализовать дорожное движение на части Волгоградской области. Понадобилось вмешательство прокуратуры Камышинского района, чтобы отменить незаконный нормативный акт местного начальника.
По мнению политолога Дмитрия Савельева, проблема, выявленная волгоградской прокуратурой, фиксирует возникновение в регионе РФ нового типа «дорожного сепаратизма». «Деградация провинциальных дорог, усугубленная бездействием или самоуправством местных властей, фактически выводит областную дорожную сеть из общероссийского транспортно-правового поля. Отсутствие дорожных знаков – это не только реальная угроза массовых ДТП. Это еще и признак отсутствия правового режима регулирования дорожного движения. По этой причине и возникают «атаманские» указы местных начальников, по своему хотению управляющих дорожной политикой», – считает Дмитрий Савельев.
Волгоград