В Дзержинске в воскресенье подожгли местную синагогу. Только за последний месяц это пятый случай осквернения святынь в Нижегородской области. Неизвестные ночью попытались забросить в помещение храма бутылку с горючей жидкостью. Правда, окно им разбить не удалось, обгорела только оконная рама и часть фасада (местная синагога расположена на втором этаже четырехэтажного жилого дома).
О том, что выбор поджигателей был не случаен, свидетельствуют оставленные ими на крыльце нецензурные слова, оскорбляющие национальные чувства евреев. Подобная надпись была сделана злоумышленниками в ту же ночь и на территории рядом с синагогой, куда ходят на прогулку малыши из местного еврейского детского сада.
За два дня до этого в Нижнем Новгороде на кладбище «Красная Этна» были осквернены 13 еврейских надгробий – в том числе и ветеранов Великой Отечественной войны. А накануне Дня Победы точно такой же инцидент произошел и на нижегородском кладбище «Марьина роща». Там среди девяти разрушенных захоронений оказалась могильная плита бывшего главного раввина Нижнего Новгорода Иуды Берштейна. Служивший в советские годы, он пользовался особым уважением среди евреев, до сих пор его хорошо помнят, к нему на могилу приходят люди.
Спустя несколько дней после этого инцидента один из нижегородцев нашел на кладбище потерянный или даже специально брошенный мобильный телефон. Там оказалась видеозапись акта вандализма: молодой человек с цветным рюкзаком на спине, кривляясь, скачет по кладбищу и со смехом пинает могильные плиты. А радующаяся вместе с ним девушка охотно позирует перед той же камерой. Нашедший отнес телефон журналистам нижегородской телестанции «Сети НН», и кладбищенская радость подростков неоднократно транслировалась по местному телевидению, теперь ее можно посмотреть в интернете. Примечательно, что оценку этому клипу дал лишь руководитель нижегородской еврейской общины Эдуард Чапрак, заявивший, что только трусы нападают на мертвых. Официальные лица и представители общественности не сочли нужным выразить свое отношение к случившемуся.
В те же майские дни на нижегородском Новосормовском кладбище были осквернены девять могил мусульман. Преступление было совершено на самом крупном в городе месте захоронения татар. Люди, пришедшие помянуть близких в День Победы, обнаружили, что надгробные плиты облиты черной краской.
Никого из лиц совершивших эти преступления, правоохранительные органы не установили.
Между тем осквернение святынь в Нижнем Новгороде неоднократно случалось и раньше. Например, в январе трое хоккейных фанатов столичного «Спартака» после матча отправились в синагогу, зашли в пустой молельный зал, открыли окно и начали выбрасывать религиозные книги. На этот раз преступников удалось задержать благодаря одному из прихожан синагоги, который вступил с парнями в потасовку и поймал одного из них. Они обвиняются в «побоях, совершенных из хулиганских побуждений», а отнюдь не в «возбуждении национальной, расовой и религиозной вражды» по 282 статье УК РФ.
В том же январе атаке националистов подверглась и нижегородская Соборная мечеть. На ее стенах, дверях, а также на заборах по всей близлежащей территории были расклеены листовки с лозунгами «Здесь не будет мечетей! Будет русский пейзаж! Русские идут!» Листовки были распечатаны на обороте курсовой работы студентов Нижегородского технического университета. Преступники установлены не были.
Ранее неоднократно нападениям подвергалась также мечеть Тауба в Автозаводском районе Нижнего Новгорода, на ее стенах не раз рисовали нацистскую свастику, два года назад это случилось в день рождения Гитлера.
Стоит ли удивляться, что накануне Дня Победы в Нижнем Новгороде уже два года подряд оскверняются памятники погибшим в Великой Отечественной войне. В прошлом году с двух братских солдатских могил были сняты листы из нержавеющей стали и барельефы с изображением воина-освободителя. Части памятников были обнаружены в пункте приема цветных металлов. Но тогда преступники действовали хотя бы из меркантильных соображений. В этом году неустановленные граждане испортили памятник погибшим от фашистских бомб уже просто так, расписав его черно-красной готической латиницей.
Подобные преступления происходят по похожему сценарию. Правоохранительным органам, как правило, не удается установить преступников. А если и удается, то они объявляются просто хулиганами. Никакой межнациональной розни. И общественного осуждения акции национал-вандализма почему-то не вызывают.
Возмущаются по их поводу лишь руководители еврейской или мусульманской общин. Это понятно. Непонятно другое. Почему официальные органы на такие происшествия не реагируют. Все-таки пропаганда веротерпимости и уважения к святыням является частью государственной политики в многонациональной России.