В течение месяца Дума столицы Приморья должна принять Генеральный план Владивостока. Документом предусмотрено возведение нескольких мусороперерабатывающих заводов, а также проектирование и строительство нового полигона твердых бытовых отходов (ТБО) и рекультивация Горностаевской свалки. Без этих строек, утверждают власти, саммиту Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) в столице Приморья не быть.
Действительно, Владивосток был бы уникальным городом, если бы не три экологических «чуда». Многие годы чиновники не могут построить здесь нормальный водопровод, очистные сооружения и закрыть «просроченную» свалку.
Горожане не верят, что эти застарелые болезни когда-нибудь исчезнут, несмотря на значительные финансовые вливания на саммит АТЭС-2012. Но если через четыре года в городе не будет создан новый полигон для утилизации бытового мусора, машины с гостями саммита и туристами по новой трассе поедут на остров Русский мимо зловонного места.
Свалка ТБО в бухте Горностай исчерпала себя десятки лет назад. Как признался «НГ» член-корреспондент Российской академии архитектурных и строительных наук Валентин Аникеев, она официально закрыта несколько лет назад, но продолжает работать. «Только об этом говорить не надо», – попросил профессор, переживающий, когда о родном городе плохо говорят. Зато «мусорный» имидж будущей столицы саммита нисколько не смущает чиновников. А иначе как объяснить, что около сотни компаний специализируются на вывозе отходов, каждый день направляют на закрытый Горностай десятки машин. «Там за мусор недорого берут: за один куб твердых отходов – 11 рублей, а за крупногабаритный мусор – 70 рублей», – признался «НГ водитель одного из мусоровозов.
Главную городскую свалку какой-то умник догадался разместить в рекреационной зоне, забыл оснастить ее надежным изолирующим покрытием, не оградил, не проложил водоотводящие осушительные траншеи и наблюдательные контрольные скважины. Свалка на Горностае – нарыв на теле полуострова Муравьева-Амурского. Летом она частенько горит, а южный ветер разносит едкий дым и пепел над пляжами. Во время тайфунов часть отходов смывается в Уссурийский залив. Во Владивостоке мрачно шутят: помойка скоро поспорит по высоте с известной на Дальнем Востоке горой Пидан (1332 метра).
Местную «достопримечательность» площадью девять гектаров чиновники обещают облагородить к саммиту АТЭС. Краевая администрация сообщает, что на проектирование нового полигона ТБО в бюджете края на этот год выделено 66 млн. руб. Объект будет вмещать более миллиона тонн отходов в год. Краевая целевая программа «Отходы» подразумевает и рекультивацию старой «мусорки» на берегу моря, на что казна планирует потратить почти 1,5 млн. руб. Правда, земля под полигон еще не отведена, участок, где предполагается его строить, принадлежит Минобороны, не утверждены параметры нового полигона и т.д.
«Есть два варианта, – объясняет губернатор Приморья Сергей Дарькин. – В первом случае будущую «мусорку» предполагается оставить на Горностае, повыше старой, на землях Минобороны. Второй вариант предпочтительнее, но дороже – возить мусор вагонами по железной дороге в Артем». Правда, артемовцев вряд ли порадует перспектива стать «мусоркой» краевого центра.
По данным экологов, ущерб от воздействия отходов на окружающую среду края ежегодно составляет 390 млн. руб. с учетом того, что объем отходов – более 50 млн. тонн в год. При этом в крае действуют лишь два полигона ТБО, остальной мусор свозится на более чем сотню свалок общей площадью 236 га. Владивосток ежегодно выбрасывает 1,4 млн. кубометров отходов (гора мусора высотой в человеческий рост на площади один квадратный километр). Недавно на 2-м Международном экологическом форуме во Владивостоке отмечали, что причина скептического отношения к мусорной проблеме у инвесторов, способных облагородить или переработать помойки, – в отсутствии у власти внятной стратегии. Инвесторы готовы бы рискнуть деньгами, но не уверены, что смогут их вернуть.
По словам Николая Куликова, главного технолога компании ООО «НПП «Энергия-КМ», которая занимается разработкой и проектированием установок перолизного типа, избавить Владивосток от Горностаевской свалки можно за 10 лет. Причем построить установку можно за считаные месяцы, а окупаться она начнет сразу. Будущая прибыль многократно превысит вложения. Разработчики даже выполнили концепцию завода под свалку и предложили услуги администрации края. И услышали: «Подавайте официальную заявку». «Мы показали, что можем это сделать, а власть уже пусть сформулирует задачу и объявит тендер с конкретными условиями, – рассуждает Куликов. – Но ведь тишина в ответ».
Владивосток