В понедельник было полностью восстановлено движение транспорта на федеральной трассе «М5-Урал». Незадолго до этого, 1 марта, на автотрассе Москва-Челябинск образовалась 70-километровая автомобильная пробка. Причиной появления затора из 800 автомобилей в районе городов Аша, Миньяр и Сим стали неблагоприятные погодные условия, из-за которых оказались перекрытыми дороги, соединяющие крупнейшие города области. Последствия разгула стихии на автостраде Москва-Челябинск устранены и транспортный поток двигается в нормальном режиме.
Трассу М5 в Челябинске называют «Дорогой смерти» за ее техническое состояние и не уменьшающееся число дорожно-транспортных происшествий. Только в прошлом году здесь произошло 146 аварий, в которых погибли 45, а 178 человек получили ранения. Водители-профессионалы по возможности стараются объехать горную часть трассы, пусть даже теряя во времени, зато сохраняя нервы, а порой и сохранив жизнь.
«Большая часть дороги проходит по горной местности с многокилометровыми подъемами и спусками, поэтому постоянно приходится давить на педаль тормоза, – рассказывает водитель-дальнобойщик Роман Яруцкий. – Иногда это может привести к отказу тормозов. Даже 70-80 километров в час - это не очень приятно. У меня в жизни была пару раз такая ситуация. Пришлось уходить на обочину. А вообще на такой сложной дороге очень быстро устаешь, и человеку и машине нужна передышка. В итоге получается, что проще даже объехать, если время позволяет».
По оценкам специалистов, более 84% дороги не соответствует требованиям прочности дорожного покрытия. Но если водители во всем винят плохую дорогу, то те, кто эту дорогу ремонтирует, упорно сетуют на отсутствие культуры вождения автомобиля в нашей стране.
«Главная проблема - это дисциплина водителей, а, точнее, ее полное отсутствие. Очень часто они просто не обращают внимания ни на знаки, ни на дорожную разметку, – говорит дорожный рабочий Альберт Кутлукаев. – В этом году на моих глазах произошло две страшных аварии. В обоих случаях водитель, не рассчитав свои возможности, начинал обгон с выездом на полосу встречного движения. Хотя и разметка нанесена и знак «Обгон запрещен» установлен. И в той и в другой аварии погибли люди».
Именно такого рода статистика стала причиной обращения общественных организаций к официальным властям. В 2007 году было несколько пикетов и мероприятий по сбору подписей под обращением к правительству РФ с просьбой рассмотреть вопрос реконструкции федеральной трассы Москва-Челябинск. «Мы собирали подписи, проводили митинги. Затем обращались в правительство РФ, – утверждает депутат Законодательно собрания Челябинской области Руслан Гаттаров. – В итоге попали в федеральную программу по капитальному ремонту на 2010 год. Однако на наш взгляд это всего лишь отписка. «Ямочно-канавочный» ремонт тут не нужен. Трасса требует реконструкции с увеличением числа полос для движения в каждом направлении».
Официальные власти считают, что проблема трассы заключается в ее старости. Многие участки дороги строились еще в середине прошлого века, а потому не отвечают современным требованиям по пропускной способности. По паспорту эта дорога способна пропускать 2-6 тыс. автомобилей в сутки, тогда как ее реальная загруженность ≈ порядка 20 тыс. машин.
Принципиально решение властей о капитальном ремонте трассы ситуацию не изменит. Будут выделяться те же деньги, что и раньше (порядка 250 млн. руб. в год), только в рамках федеральной программы. Реальная же потребность на сегодня на полную реконструкцию автодороги Москва-Челябинск составляет порядка 25-30 млрд. руб.
Вполне возможно, что и с ремонтом М5 придется повременить. В одном из выступлений министр транспорта РФ Игорь Левитин сообщил, что «трассой М5 федеральный Центр займется сразу же после приведения в порядок трассы «М4-Дон», которая ведет в Сочи, где в 2014 году пройдет летняя Олимпиада. Поэтому реконструкция М4 сейчас является приоритетной задачей и к 2014 году трасса должна превратиться в четырехполосную магистраль, на обочинах которой появятся новые заправки, гостиницы, придорожные рестораны, центры технического обслуживания и даже вертолетные площадки. А «Дорога смерти» таковой и останется, дожидаясь решения сверху.
Челябинск