Европейский университет (ЕУ) в Петербурге стал объектом серьезного разбирательства. В ходе проверки здания университета пожарной инспекцией было выявлено свыше полусотни нарушений пожарной безопасности. Решением суда работа учебного заведения была приостановлена. Вскоре после этого у университета отобрали лицензию. Теперь обещают выдать временную, но только если университету удастся арендовать подходящие помещения.
История с Европейским университетом привлекла пристальное внимание российской и международной общественности хотя бы потому, что закрытие учебного заведения по итогам пожарной инспекции – это прецедент. 18 января пожарные службы нагрянули в здание университета с ежегодной плановой проверкой. Раньше серьезных претензий у пожарных служб не было, однако на этот раз их оказалось в избытке – выявлено свыше 50 нарушений. Уже через 10 дней после составления протокола здание было опечатано и его работа остановилась. После устранения части нарушений руководство университета вновь обратилось в суд, однако решение осталось прежним.
Нет ничего более постоянного, чем временное
После приостановки занятий в университет пришло письмо от постоянной комиссии Законодательного собрания Санкт-Петербурга по образованию, науке и культуре. В нем говорилось о необходимости принятия всех возможных мер для соблюдения прав и законных интересов слушателей вуза. В качестве временной меры члены комиссии предложили арендовать для проведения занятий помещения, удовлетворяющие требованиям образовательного процесса.
В тот же день, 22 февраля, с заявлением выступил председатель комитета по науке и высшей школе правительства Петербурга Александр Викторов: «Никто не собирается отнимать у Европейского университета дворец, который он занимает сегодня, хотя помещения здания мало приспособлены для учебного заведения. Тем более никто не собирается закрывать университет. Это качественное учебное заведение».
Намеки депутатов и чиновников руководство ЕУ поняло прямо. Было решено возобновить учебный процесс в арендованных помещениях. В кратчайшие сроки был подписан договор с Институтом экономики и финансов о предоставлении Европейскому университету на период до 1 июля 2008 года необходимых помещений для организации учебного процесса. Предварительно было проверено, удовлетворяют ли помещения института Госпожнадзор и СЭС. Оказалось, что удовлетворяют. Лекции должны были начаться в ближайшие дни. Планировалось, что они будут проходить в сокращенном формате, с использованием заочных и самостоятельных форм обучения.
Однако этим планам не было суждено сбыться. Неожиданно Александр Викторов, сделавший ранее заявление в поддержу университета, пошел на попятную. 26 февраля учебное заведение получило распоряжение комитета о приостановлении действия лицензии. Как заявил «НГ» Викторов, это вовсе не говорит о том, что университет будет закрыт. По его словам, это временная и вынужденная мера.
Две версии одного закрытия
Ректор ЕУ Николай Вахтин рассказал «НГ», что об отзыве лицензии в университете узнали уже после того, как был подписан договор об аренде. При этом распоряжение об отзыве было подписано еще 21 февраля. Тем загадочнее выглядит заявление Александра Викторова, который, уже зная об отзыве лицензии, на следующий день говорил, что «никто не собирается закрывать Европейский университет». Так или иначе, как рассказывает Николай Вахтин, без лицензии нельзя проводить занятия даже в арендованных помещениях. Поэтому учебный процесс приостанавливается на неопределенный срок. Кроме того, университет будет вынужден прекратить выплачивать зарплату преподавателям-почасовикам и стипендию студентам.
27 февраля Николай Вахтин встретился с Александром Викторовым и обсудил ситуацию вокруг университета. Председатель комитета вновь изменил курс и пообещал выдать временную лицензию, которая будет действовать до тех пор, пока учебное заведение не решит всех проблем с пожарными службами. Правда, как пояснил Николай Вахтин, лицензию дадут, только если университет подпишет договор об аренде, а с этим опять возникают проблемы. Жесткие требования к арендуемым площадям существенно усложняют процесс поиска помещений.
Учебное заведение останется в подвешенном состоянии до тех пор, пока не будут удовлетворены все претензии пожарных. При этом многие их требования не могут быть выполнены физически. Например, пожарных не устроили ширина коридоров, размеры дверных проемов и даже винтовая лестница, которой скоро исполнится 130 лет. И если проблему лестницы и проемов еще можно как-то решить, то расширить коридоры вряд ли удастся. Тем более что здание, в котором располагается ЕУ, является памятником федерального значения. Весьма сомнительно, чтобы городской комитет по государственному использованию и охране памятников дал разрешение на кардинальную перепланировку помещений. И даже в случае положительного заключения потребуется значительное количество денежных средств, которых университет может и не собрать.
Очевидно, что для закрытия университета были и другие причины, кроме претензий пожарных. Среди наиболее обсуждаемых версий фигурируют две – экономическая и политическая. С первой все просто – выдвигаются предположения, что малый Мраморный дворец, в котором базируется университет, для чего-то понадобился городу. Это здание расположено в центре Петербурга и представляет большой интерес для коммерческого использования.
Согласно другой версии, причина проблем ЕУ кроется в другой плоскости – политической. Дело в том, что в прошлом году университет запустил программу подготовки наблюдателей на выборах. Основными целями проекта были распространение международных стандартов организации избирательных кампаний, включая наблюдение на выборах, рост профессионализма избирательных комиссий.
Проект предусматривал организацию тренингов и консультаций для участников избирательного процесса, взаимодействие со СМИ и общественными организациями для обеспечения прозрачности выборов, подготовку информационных, аналитических, учебно-методических и исследовательских публикаций. Учитывая конфликты России с международными наблюдателями, не исключено, что во властных кругах такая деятельность университета вызвала определенное недовольство.
Ситуация вокруг Европейского университета вызвала резонанс в научных кругах не только России, но и западных государств. На сайте Тартуского университета было помещено обращение к российским чиновникам, СМИ, деятелям науки и культуры в поддержку университета. Всего за несколько дней под этим обращением подписалось около 1500 человек, среди которых ученые из России, Италии, Германии, Франции, Польши, США, Израиля, Украины, Англии и других государств. Кроме этого обращения, в адрес университета поступило свыше 20 писем поддержки из российских и иностранных вузов. Некоторые из них также адресованы губернатору Петербурга Валентине Матвиенко.
Впрочем, пока градоначальница воздерживается от комментариев по этому вопросу.
Санкт-Петербург