Прибайкалье может стать первым российским регионом, где будет на практике реализована идея городской агломерации. В минувшую пятницу в Иркутске прошла презентация концепции развития проекта под условным названием «Большой Иркутск». Объем инвестиций в Иркутскую агломерацию, как считают эксперты, вполне сопоставим с объемом инвестиций в проект подготовки Сочи к Олимпиаде 2014 года – 317 млрд. руб.
Идея агломерации на базе Иркутска и его городов-спутников Ангарска и Шелехова несколько последних десятилетий будоражит умы восточносибирских ученых. Она неоднократно озвучивалась на конференциях, поскольку специалисты считают, что близко расположенные Иркутск, Ангарск и Шелехов де-факто уже сейчас являются агломерацией. По их мнению, осталось наполнить эту территорию такими инфраструктурными проектами, которые, с одной стороны, связали бы три города со временем в единое целое, а с другой – значительно повысили качество жизни, чтобы прекратить отток населения. В конце минувшего года при поддержке администрации области в качестве оператора этого проекта был создан фонд регионального развития Иркутской области, который возглавил депутат Законодательного собрания Алексей Козьмин.
Заместитель главы администрации Иркутской области Константин Жаботинский считает, что проект Иркутской агломерации находится в активной стадии подготовки конкретных заявок в Инвестиционный фонд РФ и Банк развития для обеспечения масштабного финансирования. Решение о привлечении средств крупнейших отечественных финансовых институтов, отметил чиновник, обусловлено масштабом и стратегической важностью проекта: «После Новосибирска в нашем макрорегионе нет ни одного мегаполиса с миллионным населением. Мы не единственные в стране, кто загорелся этой идеей, но сейчас Иркутск вырвался вперед».
В рамках проекта «Большой Иркутск», как рассказал «НГ» Алексей Козьмин, будет реализовано сразу несколько крупных проектов, отличающихся по времени реализации. Причем их финансирование, по словам Алексея Козьмина, предполагается сразу из нескольких источников, в том числе и за счет средств крупного российского и иностранного бизнеса. Уже сейчас подготовлено предпроектное решение по строительству новых скоростных безостановочных магистралей, которые завяжут в единый транспортный каркас три города, ведутся переговоры с потенциальными инвесторами. Также в пределах агломерации планируется запустить скоростной рельсовый транспорт. Еще одним магнитом агломерации призван стать аэропорт «Иркутск-Новый», решение о строительстве которого правительством уже принято. Кроме того, предполагается, что после объединения теплосистем Иркутска и Ангарска между двумя этими городами появится 20-километровая зона для строительства жилья и создания индустриальных парков. «Возможности наших городов для полномасштабного строительства исчерпаны, – подчеркнул Алексей Козьмин, – потому оно должно разворачиваться между Иркутском и Ангарском».
Как считает директор института «Ленгипрогор» Светлана Ялова, у Иркутской агломерации реальные перспективы, поскольку страна накопила ресурсы для освоения Сибири: «Очередность, в которой эти ресурсы придут в регионы Сибири и Дальнего Востока, зависит от того, где подготовлена более развитая инфраструктура. Закрепление людских ресурсов на этих территориях является стратегической задачей».
Иркутск