В субботу Владимир Путин из Сочи улетел в Кострому на похороны губернатора Виктора Шершунова. Его сопровождали и.о. министра финансов Алексей Кудрин и полпред президента в ЮФО Дмитрий Козак.
От аэропорта Костромы – если то, где приземлился президентский вертолет, можно назвать аэропортом – кортеж отправился к зданию Дворянского собрания. Там костромичи прощались со своим губернатором. К приезду главы государства не готовились: Путин ехал по вдребезги разбитой дороге. Кое-где кортежу приходилось даже объезжать выбоины. По обочинам стояли покосившиеся и обшарпанные дома, на фоне которых выделялись яркие билборды «План Путина – победа России» с маленькой эмблемой партии власти в правом верхнем углу. Покойный губернатор не так давно вступил в «Единую Россию». За движением кортежа безмолвно наблюдали плохо одетые жители. В одном из дворов играли свадьбу – жизнь в Костроме продолжалась, несмотря ни на что.
Около отреставрированного здания Дворянского собрания была толпа. Внутри и снаружи играла траурная музыка. На лестницах стояли люди с траурными повязками. Около зала, где разместили гроб с телом покойного, я заметила губернаторов Нижегородской и Московской областей Валерия Шанцева и Бориса Громова. Президент появился в зале с букетом бордовых роз. Он несколько секунд постоял у гроба и подошел к вдове Виктора Шершунова. Один из близких к губернатору людей сказал мне, что они были знакомы еще с института.
«Зачем он поехал ночью в Москву?» – спросила я. «Там квартира у представительства области. Он так всегда делал, чтобы можно было выспаться. Утром встать, побриться┘» – ответил мой собеседник. «А почему без сопровождения?» – «Да это его надо спросить». – «Кого его? – с упреком в голосе заметил стоявший рядом чиновник администрации. – Не любил он машины сопровождения». От них я узнала, что Виктор Шершунов был поистине народным губернатором. «Он с мужиками париться в баню ходил. По рынкам сам ходил, по магазинам», – рассказывали чиновники администрации. О реальных причинах аварии они ничего не знали.
Президент тем временем начал разговор с и.о. губернатора Юрием Цикуновым. Этот уже немолодой человек проработал с Шершуновым почти всю жизнь. «Это трагедия. Жалко, что люди уходят из жизни в расцвете сил и на подъеме творческих возможностей», – начал глава государства. Он сказал про позитивные изменения, а потом, предоставляя слово своему собеседнику, заметил: «По текущим проблемам давайте поговорим отдельно. Знаю, что они есть».
Юрий Цикунов заверил, что старая команда попытается не расколоться и не потерять темпов: «Вы можете на нас надеяться». Перечисление имеющихся недостатков в работе заняло несколько минут. И.о. губернатора назвал низкие темпы строительства жилья, высокие цены за квадратный метр (31–37 тыс. за кв. м) при крайне низком уровне зарплаты – 9 тыс. в среднем и 5,7 тыс. в социальной сфере. Близится зима, пополнение запасов угля составляют всего 40%.
Он обещал главе государства – с которым, если бы не трагический случай, он вряд ли встретился бы один на один – решить все проблемы. Вчера же президент своим указом назначил его временно исполняющим обязанности губернатора области. У федерального Центра между тем пока не было ответа, кому все-таки решать проблемы региона. Я спросила у высокопоставленного кремлевского чиновника, прилетевшего в Кострому попрощаться с Шершуновым, чья же кандидатура будет внесена на рассмотрение местного парламента. «Мы не знаем, это все неожиданно», – ответил он. Полпред президента в Центральном федеральном округе Георгий Полтавченко не был готов говорить на эту тему: «Давайте сначала все сделаем по-христиански, а потом будем думать». Думать до зимы осталось недолго.
Пока глава государства еще несколько минут общался с Цикуновым, я успела поговорить с людьми, стоявшими у входа в Дворянское собрание. «У президента столько делов, а ведь выбрался, молодец», – заметила одна из женщин. Они вспоминали о Шершунове только хорошее и даже были готовы простить ему «Мерседес», купленный за бюджетные деньги.
Президент провел в Костроме около получаса. Ему снова пришлось преодолеть этот адский маршрут и встретить на пути уже не свадьбу, а автобус с огромным слоганом: «Единая Россия – партия реальных дел». Кто-то пытался подсказать главе государства, откуда должен прийти следующий губернатор.
Кострома–Сочи