В Иркутске прошло совместное заседание центрального и регионального советов общественной организации «Всероссийский совет местного самоуправления». Столичные гости, местные парламентарии, главы районов и поселений сообща пытались ответить на вопрос: где найти деньги на исполнение муниципальными образованиями своих полномочий?
Иркутская область оказалась в числе немногих российских регионов, которые рискнули проводить реформу местного самоуправления, не дожидаясь, когда за нее в обязательном порядке возьмется вся страна. В Прибайкалье посчитали, что причин для откладывания реформы нет, полагая, что законодательная база для первых и последующих шагов существует. Действительность получилась печальнее пессимистических прогнозов.
Сегодня только два процента муниципальных образований региона числятся в категории самодостаточных, то есть здесь доходы покрывают расходы. В остальных – страшный дефицит средств на исполнение подаренных федеральным законом обязанностей. Самая печальная картина в новорожденных сельских муниципальных образованиях, значительная часть которых, не мудрствуя лукаво, передала свои полномочия на районный уровень. Впрочем, эта уловка остроту ситуации не сгладила. По данным Контрольно-счетной палаты Иркутской области, в бюджетах первого и второго уровней местного самоуправления на 2007 год недостает 9 млрд. руб. В ряде муниципальных образований дефицит средств достигает и 300, и даже 600%.
Жуткое безденежье, как выяснилось на заседании, не подвигло муниципалитеты на экономию. По словам первого заместителя главы администрации Иркутской области Юрия Параничева, в восьми из тринадцати муниципальных образований выявлены случаи завышения заработной платы мэрам и депутатам. В Нижнеудинском районе, например, бюджет которого сверстан с дефицитом в 270%, зарплата чиновников завышена в 1,9 раза. И это не единственный пример: чем беднее территория, тем выше жалованье у мэра.
В муниципалитетах полностью остаются налоги на землю и имущество физических лиц, но как раз с этими источниками и возникают основные проблемы. Небогатое население не способно оформить участки в собственность, а раз нет собственника участка, нет и соответствующего налога. В прошлом году в 375 муниципальных бюджетах земельные деньги не превысили и полутора процентов. По мнению председателя регионального отделения «Всероссийского совета местного самоуправления» Людмилы Берлиной, пока нет никаких оснований считать земельный налог базовым: «Для того чтобы он считался таковым, его доля в бюджете должна составлять не менее 30%». Крохи в нищую муниципальную казну приносит и налог на имущество.
Как полагают участники заседания, ставка на налоги на землю и имущество пока себя не оправдывает. В этой ситуации «Всероссийский совет местного самоуправления» намерен настаивать на перераспределении в пользу местных бюджетов налога на прибыль, транспортного налога, единого налога на вмененный доход. Впрочем, вероятность того, что Минфин пойдет навстречу таким пожеланиям, остается низкой. Пока же все надежды муниципальных образований Прибайкалья связаны с помощью из областного бюджета, но его возможности ограничены. И не в последнюю очередь потому, что предприятия многих ФПГ, расположенных в области, налоги платят не по месту нахождения, а по месту регистрации. За пределы области и утекает большая часть налога на прибыль.
Иркутск