Невыносимые условия жизни в палаточных городках вынуждают беженцев соглашаться на любые условия властей.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
В Пригородном районе Северной Осетии завершено обустройство поселка Новый для ингушей – вынужденных переселенцев. Более 220 семей после многомесячных протестов и голодовок все же согласились поселиться в поселке, расположенном в семи километрах от населенного пункта Майское, где большинство ингушей и намеревались первоначально обустроиться.
С февраля с.г. – времени утверждения плана по обустройству пострадавших в ходе осетино-ингушского конфликта 1992 года – вокруг новообразованного поселения не прекращаются споры Магаса и Владикавказа. Народное собрание Ингушетии на прошлой неделе вновь назвало строительство новых поселений незаконным. По мнению депутата парламента Мархи Ибрагимова, высказанному «НГ», в республике нет ни одного человека, кто бы согласился с предложенным планом расселения беженцев в Северной Осетии.
«Депутаты и правительство единогласны в том, что люди должны вернуться в свои дома, которые они вынужденно покинули 14 лет назад. Даже если в новом поселке будут размещены беженцы, проблема с возвращением беженцев не снята. Часть из них не согласилась переехать в Новый. К тому же еще остаются необустроенными до 20 тысяч беженцев. На всех нового поселка не хватит. Все равно придется разрешить им вернуться в родные дома», – отметил Ибрагимов.
Во Владикавказе, похоже, осознают это и называют план обустройства одним из «вариантов реализации программы обустройства беженцев и вынужденных переселенцев». К тому же здесь считают, что вернуться по спискам должны меньше десяти тысяч вынужденных переселенцев. Именно столько имели прописку в Северной Осетии на момент конфликта.
Такого же мнения придерживаются в администрации полпреда президента РФ в Южном федеральном округе и в межрегиональном управлении Федеральной миграционной службы.
И.о. главы этого ведомства Владимир Нифонтов отметил, что создание качественной инфраструктуры в Новом решит проблему: «Только в этом году на эти цели выделено полмиллиарда рублей. Условия для проживания созданы, и вскоре они будут лучше, чем в Майском».
Однако, как заявил «НГ» правозащитник Гияр Теймурин, «новое поселение не решает ключевой задачи, определенной законом о ликвидации последствий конфликта, а именно – возвращение пострадавших в места их прежнего проживания или, если они того пожелают, выплата компенсаций за согласие переехать в другой регион страны. Раз не было ни того, ни другого, в следующем году следует ожидать продолжения споров вокруг порядка возвращения вынужденных переселенцев в Пригородный район. С одной лишь разницей – к конфликтным селам, куда хотят вернуться ингуши, добавится еще одно – Новый, где селиться большинство из них не желает».