Региональные власти от слияния субъектов Федерации перешли к объединению городов. Но если, к примеру, губернатор Приморья Сергей Дарькин только объявил о намерении создать в регионе мегаполис на 7 млн. жителей (см. «НГ» от 24.11.06), то администрация Иркутской области уже заканчивает подготовку проекта агломерации на базе Иркутска, Ангарска и Шелехова. В результате планируется создать мегаполис с миллионным населением, который, по планам властей, станет мощным локомотивом социально-экономического развития всего региона. В своем желании создать город-миллионник иркутяне не одиноки. Подобные проекты вынашивают не только в уже упомянутом Приморье, но и в Красноярском крае, а также Хабаровской области.
Как заявил губернатор Иркутской области Александр Тишанин, проект агломерации Иркутска, Ангарска и Шелехова к концу первого квартала 2007 года будет представлен на рассмотрение правительства РФ. «На один рубль государственных инвестиций мы должны привлечь как минимум семь рублей частных инвестиций», – подчеркнул глава региона и уточнил, что для этого уже создан фонд, наполнение которого идет за счет спонсоров.
Впервые губернатор поднял вопрос о перспективах объединения городов в начале лета. 8 июня с.г. после встречи с главой администрации президента РФ Сергеем Собяниным Тишанин сообщил, что предоставил федеральным властям геополитические и экономические обоснования проекта агломерации: «Тема вызвала интерес и поддержку. За Уралом, кроме Омска и Новосибирска, городов-миллионников нет. Здесь, на берегах Байкала, есть реальная возможность создать еще один мегаполис».
За минувшие месяцы специальная рабочая группа разработала концепцию мегаполиса. По словам заместителя главы администрации области Владимира Третьяка, территория будущей агломерации составит 24 тыс. квадратных километров с численностью населения около одного миллиона человек. В агломерацию, по словам Третьяка, могут войти две экономические зоны – туристско-рекреационного типа в Листвянке и промышленно-производственного под Ангарском. Кроме активного строительства жилья предусматривается и развитие транспортной системы: объединяющиеся города между собой свяжут скоростные автобаны и трамвайная линия. В схему будет встроен и новый аэропорт, который планируют разместить между Иркутском и Ангарском. По мнению вице-губернатора Иркутской области Юрия Параничева, процесс объединения трех городов развивался все последние годы, и он неизбежен. По данным социологических опросов, инициативу создания агломерации позитивно воспринимают не менее половины населения областного центра и его городов-спутников.
Сторонники укрупнения стараются максимально ускорить работу по объединению городов, так как опасаются конкуренции со стороны других регионов. Мэр Ангарска Евгений Канухин считает, что процесс нужно активизировать: «Мы первые в России, кто выступил с этой идеей. Нам нельзя топтаться на месте, иначе вперед вырвутся Красноярск и Хабаровск, также лелеющие планы превратиться в мегаполисы».