15 января будущего года в силу вступает закон, призванный упорядочить миграцию из стран зарубежья, в первую очередь – ближнего. В руководстве Федеральной миграционной службы созрела идея, как обустроить иностранных гостей. Мнение ФМС озвучил заместитель директора этого федерального ведомства Вячеслав Поставнин, полагающий, что компактное проживание иностранцев необходимо ограничить 17–20%. Более плотная концентрация мигрантов неизбежно вызовет трения между ними и местным населением, особенно если приезжие исповедуют иную религию и их привычки отличаются от нравов и обычаев «местных».
В настоящее время квоты на въезд гастарбайтеров и других мигрантов из стран СНГ действуют лишь в отношении граждан Грузии и Туркмении – бывших союзных республик, для которых в России введен визовый режим. Формально закон не вводит ограничения на въезд в Россию «безвизовых» иностранцев, но дает право правительству и региональным органам власти самим устанавливать лимиты прибывающих и вводить квоты в зависимости от потребности регионов в тех или иных специалистах или гражданах тех или иных стран.
Если закон еще не вступил в силу, то постановление правительства о выдаче квот на трудовую миграцию, подписанное премьер-министром Михаилом Фрадковым, уже действует. Согласно этому документу, на законном основании в Россию смогут прибыть около 31 тысячи иностранных граждан.
Депутаты Госдумы и члены Совета Федерации, в чьи обязанности входит определение миграционной политики, к ограничительным и запретительным мерам в отношении мигрантов относятся в целом положительно. Так, глава комитета ГД по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин неоднократно подчеркивал, что жесткие меры (наподобие введения ответственности за незаконное привлечение мигрантов к трудовой деятельности) «не должны рассматриваться как шаги, направленные на то, чтобы закрыть миграционное пространство РФ». «Мы открыты для миграционных процессов, и у нас есть потребность в рабочей силе», – настаивал депутат.
Призывает «понять логику руководства наших миграционных служб» в разговоре с корреспондентом «НГ» глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Юрий Шарандин. По словам сенатора, идея равномерного распределения мигрантов по территории России вполне продуктивна, если местные власти будут использовать «экономические регуляторы и действующее законодательство». Никаких новаций в действующие миграционные законы, по мнению главы правового комитета верхней палаты, для этого вводить не нужно. Однако, на его взгляд, официально устанавливать жесткие барьеры проживания мигрантов – те же 15–20% – тоже не надо.
Как политик-практик, настаивает Шарандин, он не может закрывать глаза на проблему 10–15 млн. нелегальных иммигрантов (из которых на учете состоит лишь 700 тысяч) и их адаптации. «На Дальнем Востоке я видел китайские рестораны, где все надписи – только по-китайски и куда пускают лишь китайцев, – огорчался сенатор. – С моей точки зрения, такие вещи непозволительны».
Есть в Совфеде и другая точка зрения. «Необходимо избежать крайностей небрежного либерализма и бесконтрольности административного регулирования, чиновничьего зуда», – так отозвался об идеях миграционного ведомства член комитета СФ по законодательству Геннадий Бурбулис. Сенатор считает, что установления ограничения на въезд иммигрантов – задача труднореализуемая, а введение квот на компактное проживание попросту вредно. «Если в этом поселении живут люди, говорящие на другом языке и исповедующие другую религию, если они добросовестные и законопослушные, но их не 20%, а 25? Что с ними делать – выселять?» – недоумевает Бурбулис. Сенатор уверен в том, что на проблему миграции «нельзя смотреть равнодушно, но и нельзя поспешно ее решать только потому, что сейчас кого-то это задело за живое».