На Дону бурно обсуждают премьеру нового сериала Первого канала.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Демонстрации на Первом канале последнего фильма Сергея Бондарчука «Тихий Дон», пожалуй, больше всего в России ждали в Ростовской области. Все-таки именно здесь, в станице Вешенская, шли в начале 90-х годов съемки широко разрекламированного сериала. Первая же серия дончан, увы, полностью разочаровала.
«Она абсолютно не вызвала у меня никаких положительных эмоций, – заявил «НГ» сын знаменитого писателя Михаил Шолохов. – Давайте досмотрим все серии, и тогда подробнее поговорим». Михаил Шолохов, впрочем, сообщил «НГ», что будет смотреть фильм до конца, так как «просто обязан это сделать».
Более резким оказался в высказываниях потомственный казак Василий Кучков, лично знавший при жизни автора «Тихого Дона»: «Я с болью смотрел этот вариант «Тихого Дона». Мне было стыдно за ту пародию на казачество, что преподнесли нам. Счастье, что Михаил Александрович не дожил до этого. Герои фильма не живут, а играют – во всем, и даже наряды у них неубедительные. Где это видано, чтобы замужняя казачка ходила с непокрытой головой? Никогда шолоховская Аксинья не ходила с распущенными волосами. А можно ли себе представить Мелехова без усов – раньше это считалось большим позором. В фильме Герасимова все было заправдашнее, казачье, а тут ощущение лжи, причем лжи чужой».
«Этот «Тихий Дон» направлен на растление и уничтожение казачества, – считает атаман Всевеликого войска Донского Николай Козицын. – Да эта Аксинья даже коромысло не может носить, не говоря уже о ее стати. А глаза? Вы видели, как горят они у казаков и казачек? Живые, с искорками. А здесь их даже не видно┘ Сплошная декорация, театр – и одежда, и курени».
Как полагает атаман, зарубежным актерам не под силу играть главных героев «Тихого Дона», будь они хоть дважды оскароносцами: «Для этого надо родиться в России, пожить среди казаков, чтобы изучить их быт и нравы. Насколько знаю, актриса Элеонора Быстрицкая входила в эту роль не один день, для ладности она даже вынуждена была поправиться. Сергей Бондарчук, снимавший фильмы по таким произведениям Михаила Шолохова, как «Судьба человека» и «Они сражались за Родину», не мог не знать об этом. Спрашивается: что могло заставить великого режиссера пойти на это?»
По словам ветерана спецслужб Владимира Гуленкова, которому одному из первых довелось прикоснуться к архивам КГБ, где говорилось о прототипах главного шолоховского героя Григория Мелехова – Харлампии Ермакове и Абраме Мелехове – «этот «Тихий Дон» совсем не шолоховский, он чужой. Разве таким был Григорий? В этом же фильме пока все происходит на фоне семейной дрязги. Здесь бабы растрепанны и неаккуратны, а такими они сроду не были. Не чувствуется казачьей сплоченности, а именно этим славится Дон. Даже свадьба здесь не типичная для казаков – нет песен. И вообще фильм снимали в Вешках, а нам показывают пока один и тот же бугор, даже камыша нет».
«Тихий Дон» – такое великое явление, что к нему будут обращаться и через сто лет, – сказал «НГ» друг Михаила Шолохова донской писатель Анатолий Калинин. – Хорошо, что на него обратили внимание итальянцы, мы уже должны гордиться этим. Давайте теперь посмотрим «Тихий Дон» их глазами. Мы же смотрели американский вариант экранизации романа «Война и мир», и ничего, понравилось. Что же касается оценки фильма Сергея Бондарчука, то считаю просто неприличным давать ее после просмотра одной серии».
Ростов-на-Дону