Премьер-министр РФ Михаил Фрадков подписал постановление, согласно которому пострадавшие в ходе осетино-ингушского конфликта беженцы могут подавать заявления на господдержку только до 1 декабря 2006 года.
После чего, похоже, останется только решить проблему чеченских беженцев. Тема эта вроде бы ушла в прошлое, но, как выясняется, только на словах. На совещании в Грозном спикер чеченского парламента Дукваха Абдурахманов признал-таки наличие беженцев – выходцев из республики, хотя еще два месяца назад предлагал вообще отказаться от слова «беженец».
В своем докладе премьер-министру Чечни Рамзану Кадырову о ситуации в этой сфере Абдурахманов привел статистику этой многолетней проблемы. В странах Европы в настоящее время проживает около 60 тысяч жителей Чечни, покинувших республику после начала военных действий. Примерно десять тысяч чеченцев живут в Азербайджане. Все они, естественно, беженцы. Семь тысяч внутриперемещенных лиц находится в Ингушетии. В их отношении по-прежнему проводится одна политика – на возвращение «в ближайшее время». При этом в Грозном забыли, что официально власти проблему с беженцами сняли еще в 2004 году, посчитав для себя, что она уже решена.
«Большинство оставшихся в Ингушетии перемещенных лиц – ингуши, и они хотят остаться в республике, – заметил «НГ» председатель объединения «Свободное слово» Камиль Магишев. – Однако их тоже причисляют к «своим», чеченским беженцам, «которых надо вернуть». Резон такой позиции в том, что от количества обездоленных зависит масштаб средств, поступающих из Москвы на их обустройство. Не исключаю, что с этим обстоятельством связано и то, что перемещенные лица в самой Чечне по-прежнему ютятся во все тех же 28 пунктах временного размещения».
Как обстоят дела с их обустройством, можно судить по заявлению самого Абдурахманова. По его словам, в ближайшее время власти Чечни начнут выплату внутриперемещенным лицам, проживающим в местах компактного проживания и частном секторе на территории Чечни, средств на хлеб и аренду жилья. На эти цели Федеральная миграционная служба России уже выделила 40 млн. руб. Выходит, что до этого вернувшиеся люди были предоставлены сами себе.
Пожалуй, честнее был президент Чечни Алу Алханов, когда недавно откровенно заявил, что решить вопрос с возвращением людей в их дома удастся к 2007 году лишь наполовину. Излишне говорить, что поручение Владимира Путина о решении вопроса до конца истекающего года не выполнено. Так еще, если верить правозащитному центру «Мемориал», статистика не верна. По мнению руководителя комитета «Гражданское содействие» Светланы Ганнушкиной и Норвежского института по проблемам беженцев, «за последние годы около 300 тысяч человек уехали из Чечни и живут в других регионах России». Не исключено поэтому, что в отчетах чиновников появятся новые данные о новых внутриперемещенных лицах. И эту проблему тоже надо будет решать под финансовые, как говорится, гарантии федерального Центра.