Первый президент России Борис Ельцин стал самым высоким гостем татарского праздника плуга – Сабантуя, состоявшегося в минувшую субботу в Казани.
Там он сделал неожиданное политическое заявление, воспользовавшись трибуной, предоставленной ему президентом Татарстана Шаймиевым на приеме в Казанском кремле. Начал с объяснения в любви к татарскому президенту: «Я люблю Минтимера Шариповича. Вот просто очень люблю как человека». Собравшиеся все еще улыбались вместе с президентом Шаймиевым, когда Борис Ельцин вдруг добавил: «Сегодня это самый умный, самый талантливый в России президент».
Борис Ельцин с супругой прилетели в столицу Татарстана за два дня до Сабантуя. В аэропорту их встречал Минтимер Шаймиев. Кстати, остановились Ельцины в правительственной резиденции – на Архиерейских дачах, как и президент Путин во время его приездов в Казань. Ельцин был явно и искренне рад встрече с республикой, которая в трудные 30-е годы раскулачивания крестьян стала для семьи Ельциных спасением от погибели. «Я же здесь с трех лет жил, я здесь ходил в детский сад», – сказал он. И отметил, что «Казань стала потрясающим городом».
Ельцин и Шаймиев возложили цветы к вечному огню в парке Победы. Мероприятие, приуроченное к годовщине начала Великой Отечественной войны, было малочисленным. Как и список журналистов, допущенных к освещению визита Ельцина в Казань. Как сказал корреспонденту «НГ» сотрудник пресс-службы казанской мэрии Анвар Мингазов, таково было требование службы безопасности первого президента. Самой же личной охраны было человек тридцать. Присутствовали на церемонии возложения цветов министры татарского правительства чуть ли не в полном составе и ветераны войны.
Когда Борис Ельцин тяжело вышел из машины и медленно, держа под руку Наину Иосифовну, с трудом делая каждый шаг на тридцатиградусной жаре, пошел к Вечному огню, стало понятно, что ему не до журналистских вопросов. После окончания церемонии черный «Мерседес» доставил чету Ельциных в Казанский кремль, где президент Шаймиев вручил первому президенту России медаль «В память 1000-летия Казани». «Мы всегда будем благодарны Борису Николаевичу Ельцину за то, что он сделал для Татарстана», – сказал президент Шаймиев.
Пожалуй, ни для одного российского региона экс-президент Российской Федерации не сделал больше, чем для Татарстана, подписав с республикой в феврале 1994 года Большой договор о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий. В результате Татарстан получил годы финансовой самостоятельности, о какой нынче регион даже мечтать не может.
Указ о подготовке празднования 1000-летия Казани, положивший начало многомиллиардному в течение пяти лет финансированию из федерального бюджета на реконструкцию татарской столицы, также подписал Борис Ельцин. Поэтому вторую награду, полученную в тот же день в Казанской ратуше из рук градоначальника Ильсура Метшина, – знак «Почетный гражданин Казани» – Борис Николаевич заслужил. Правда, вручая Борису Николаевичу награду, казанский мэр не преминул заметить, что в один день с Ельциным точно такое же звание было присвоено президенту России Владимиру Путину.
Местная электронная пресса практически не освещала участие Бориса Николаевича в Сабантуе: его не показали даже издалека, а просто сказали, что он любовался праздником с трибуны конно-спортивного комплекса.
Казань