Хазрет Совмен раздумал уходить с президентского поста.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Вчера совершенно неожиданно о своей отставке заявил президент Адыгеи Хазрет Совмен. Он сделал это на утреннем заседании парламента республики. Расставание с властью, как сообщило агентство Интерфакс, было коротким. Хазрет Совмен передал заявление об отставке председателю парламента республики Руслану Хаджебиекову, попрощался с депутатами и покинул зал.
Впрочем, уже через час после появления сообщения о добровольном сложении полномочий главой Адыгеи пресс-секретарь главы республики Абрек Чич опроверг эту информацию. «На заседании Государственного совета – Хасэ Республики Адыгея президент Хазрет Совмен заявил, что готов к конструктивному сотрудничеству с депутатским корпусом во имя поступательного социально-экономического развития Республики Адыгея, – говорится в заявлении пресс-службы президента Адыгеи, присланном в «НГ». – Вместе с тем, если законодательная и исполнительная власть не будут слаженно работать, не имеет смысла в дальнейшем исполнении полномочий президента Республики Адыгея, о чем Хазрет Совмен также неоднократно говорил. Поэтому Хазрет Совмен заявил, что никогда не цеплялся и не цепляется за кресло и готов в любую минуту его оставить. Президент заявил, что может сделать это хоть сейчас, если депутаты поддержат такое решение. Однако депутаты Государственного совета не поддержали позицию президента, обратившись к нему с просьбой и далее исполнять свои президентские обязанности». Более того, говорится в заявлении пресс-службы, депутаты «готовят предложения президенту РФ внести кандидатуру Хазрета Совмена на должность главы Адыгеи на новый срок».
Между тем, как сообщила «НГ» депутат Госсовета, руководитель общественной организации «Союз славян Адыгеи» Нина Коновалова, «президент передал заявление спикеру во время заседания по утверждению структуры Госсовета и председателей комитетов. Однако тот прочел заявление молча и предложил депутатам продолжить рассмотрение кандидатур». «При этом пожелание Хазрета Совмена включить обсуждение этого вопроса в повестку дня и озвучить заявление, в котором содержалось объяснение мотивов его поступка, было проигнорировано, – подчеркнула Нина Коновалова. – После этого президент заявил, что «он был и остается патриотом Адыгеи», и назвал имена людей, которых он хотел бы видеть в качестве своих преемников: министра здравоохранения республики Адама Жанэ и главу Красногвардейского района Адыгеи Мурата Кудаева».
«Заявление Хазрета Совмена не носило политической подоплеки, – считает, в свою очередь, депутат Госсовета Аскер Шхалахов. – Это был эмоциональный всплеск, вызванный невоспитанностью некоторых депутатов, которые с появлением президента в зале перед началом сессии не посчитали нужным встать. А ведь это этическая норма нашей жизни. Президента принято стоя приветствовать не только у нас в Адыгее, но и по всей России».
С такой точкой зрения не согласен представитель фракции коммунистов в парламенте Адыгеи Григорий Сенин, который, по его словам, твердо уверен, что заявление президента звучало как серьезный и обдуманный шаг: «Я принял решение уйти в оставку. Председатель рассмотрит вопрос». Как утверждает депутат, парламентарии-единороссы, возможно, знали о намерениях президента, потому что пытались ему помешать, не давая слова для выступления.
Хазрет Совмен был избран главой Адыгеи в январе 2002 года, его полномочия истекают в январе 2007 года. С прежним двухпалатным парламентом у него никогда не было противоречий. В том числе и по главному вопросу, который будоражит республику, – объединению с Краснодарским краем. Адыгейский глава не раз высказывался против такого шага, говоря о том, что не приемлет «спекуляций, связанных со статусом Адыгеи».
В то же время в новом однопалатном Госсовете Адыгеи, избранном 12 марта, где преобладает «Единая Россия», может быть уже в ближайшее время принят новый республиканский закон о референдуме (без референдума, как известно, укрупнение регионов невозможно). Ранее принятие данного закона тормозило адыгское национальное большинство в верхней палате прежнего двухпалатного парламента. Кстати, прежний закон о референдуме в Адыгее уже был, причем он запрещал проведение референдума по вопросам об изменении границ и государственного статуса республики. Так как этот закон противоречил федеральному законодательству, он был опротестован республиканской прокуратурой.
Заметим, что незадолго до выборов Хазрет Совмен отказался возглавить список кандидатов в депутаты парламента от «Единой России». В республике этот откровенно вызывающий шаг президента объяснили тем, что Совмен решил дистанцироваться от процесса принятия закона о референдуме. В то же время в республике никто не сомневается, что, когда будет принят закон и появится правовая основа для такого волеизъявления граждан, подавляющее большинство населения Адыгеи, где русские составляют около 60% населения, проголосует за объединение.
Ростов-на-Дону-Москва