Профессии мэра и депутата муниципальной Думы, вероятно, скоро пополнят список наиболее опасных профессий в России. Для российской муниципальной бюрократии наступили тяжелые времена: разоблачения последних дней позволяют говорить о том, что сложившаяся муниципальная горизонталь взятки переживает глубокий кризис с не вполне предсказуемыми последствиями.
В Твери по обвинению в коррупции арестован председатель городской Думы Виктор Почтарев. Спикера от тяжелой руки прокурора не спас членский билет «Единой России». Впрочем, принцип многопартийности следствие соблюло вполне тщательно: вместе с Почтаревым задержаны еще четыре депутата городской Думы, представляющие КПРФ, «Родину», «Народную волю», а также один беспартийный народный избранник. Их подозревают в том, что они за взятку провели через городскую Думу решение о повышении коммунальных тарифов в Твери. Одновременно с арестом спикера и его коллег мэр Твери Олег Лебедев был отстранен от исполнения служебных обязанностей – за попытку препятствовать деятельности правоохранительных органов, расследующих уголовное дело в отношении муниципальных чиновников.
В Якутске идет следствие в отношении почти двух десятков чиновников мэрии, подозреваемых в совершении различных преступлений. У одной из сотрудниц мэрии Якутска при обыске было изъято 33 млн. рублей наличными.
В Волгограде прокуратура возбудила уголовное дело по фактам уклонения от налогов компанией «Волгоградские коммунальные системы» (ВгКС), учрежденной в 2003 году мэрией города-героя на паях с ОАО «Российские коммунальные системы». Инициатором создания ВгКС выступал лично мэр Волгограда Евгений Ищенко. Обыски, проведенные сотрудниками ФСБ и прокуратуры в офисах ЗАО «Региональная энергетическая система» (преемница ВгКС) и банка НОКССБАНК, обслуживавшего подозреваемую компанию, дали следователям основания говорить о сокрытии ВгКС налогов на сумму не менее 40 млн. рублей. И эта цифра далеко не итоговая. В интервью одной из волгоградских газет представитель прокуратуры заявил, что «цена вопроса около 1 млрд. рублей».
Если волгоградский муниципально-коммунальный скандал еще только в самом разгаре, то в Перми бывшему мэру города Аркадию Каменеву уже вынесен приговор. Ленинский районный суд Перми признал его виновным в превышении должностных полномочий (ч. 2 ст. 286 УК РФ) и назначил ему наказание в виде 3 лет лишения свободы условно с запрещением занимать руководящие должности в течение 2,5 лет. Суд установил, что Каменев, превышая свои полномочия по управлению и распоряжению муниципальной собственностью, безвозмездно передал принадлежащие городской администрации помещения площадью 998 кв. м ООО «Сеть ресторанов Прикамья». Городскому бюджету в итоге был причинен ущерб на сумму 3,083 млн. рублей. Кроме того, в 2004 году мэр издал незаконное постановление администрации Перми «О передаче муниципального автотранспорта в безвозмездное пользование обществам с ограниченной ответственностью». В результате, по заключению экономической судебной экспертизы, общий ущерб городу составил свыше 50 млн. рублей.
Удастся ли тверским, волгоградским, якутским муниципальным чиновникам, как бывшему пермскому мэру, отделаться условным наказанием?
С одной стороны, бюрократия «своих» не сдает. Но, с другой – бюрократия бюрократии рознь. Эпизод с арестом муниципальных депутатов в Твери и серия «коммунальных» разоблачений чиновников городских администраций является уникальным политическим событием. Отныне повышение коммунальных тарифов в российских городах может быть истолковано как результат коррупции и, следовательно, стать новым видом уголовного преступления. Для руководителей муниципалитетов, прежде всего для мэров российских городов, закрепление «тверской практики» в отечественном правосудии будет означать крах привычного административно-бюджетного поведения, которое строилось на стратегии бесконечного роста коммунальных тарифов, разумеется, за счет населения.
Синхронность действий работников региональных прокуратур, как по команде атаковавших провинциальные мэрии, дает основания предполагать, что федеральный Центр если и не пытается окончательно сломать сложившуюся муниципальную административно-бюджетную практику, то, во всяком случае, отрабатывает новую технологию воздействия на муниципальную бюрократию. Эта бюрократия после вступления в силу федерального закона № 131 (о монетизации льгот) почувствовала себя слишком вольно.
Несмотря на то что губернаторы регионов практически официально включены в кремлевскую номенклатуру единой вертикали власти, мэры городов еще пытаются демонстрировать административную независимость и политическую самостоятельность. Они достаточно агрессивно атакуют глав регионов через подконтрольные СМИ и различные политические структуры. Однако если до эпохи вертикали власти такие атаки расценивались в Москве как разборки местных туземных вождей, воюющих за стеклянные бусы, то теперь независимость мэров городов – это прежде всего вызов кремлевской системе управления. И логика современного российского политического процесса требует с этой независимостью покончить как можно скорее: выборы не за горами.
Тем более что в канун этих выборов Кремль нуждается во «внутреннем враге», мешающем народу жить лучше и веселее. Коррумпированные мэры и депутаты муниципальных собраний, повышающие за взятки коммунальные тарифы (в то время как федеральная и региональная бюрократия ночи не спит, реализуя национальные проекты), почти идеально подходят на эту роль. Муниципальная бюрократия не является частью вертикали власти (на нее не распространяется принцип неприкосновенности), поэтому дискредитация мэров и городских депутатов не несет угрозы имиджу федеральной и региональной власти. Скорее, наоборот: единая вертикаль власти, разрушая муниципальную горизонталь взятки, «притопив» муниципальных руководителей в лужах справедливого компромата, получает дополнительные шансы для организации роста собственного рейтинга.