Половина территории Волгоградской области через три-четыре недели уйдет под воду. Такие прогнозы сегодня делают специалисты МЧС, пытающиеся предсказать масштаб весеннего паводка в регионе.
В результате сильных морозов в январе–феврале Волгоградская земля в среднем промерзла на один метр. При этом запасов снега накопилось в полтора раза больше, чем в 2005 году. На севере области уровень снежного покрова достигает 1,5 метра, в других районах, попадающих в зону риска предстоящего паводка, этот уровень не намного ниже. Интенсивное таяние таких объемов снега неизбежно спровоцирует серьезное наводнение. Деваться же талой воде будет просто некуда: промерзшая земля не сможет впитать растаявший снег. А на малых волгоградских реках Хопер, Медведица, Иловля, Бузулук, Дон, Кумылга, Терса, Щелкан толщина льда сегодня составляет 50–70 сантиметров. Это значит, что реки не смогут «переварить» большие объемы талой воды и неизбежно выйдут из берегов. Экспертами МЧС Волгоградской области в зону вероятного массового подтопления включены не только северные и центральные районы, но и юго-западные, например Котельниковский и Чернышковский, в которых угрозы стихийного паводка не было уже несколько лет.
Специалисты МЧС опасаются, что нынешний паводок будет столь же масштабным, как в 2003 году, когда в зону затопления попали 22 района области из 33. Тогда площадь затопления превысила 340 тыс. гектаров, под водой оказались 200 населенных пунктов. По прогнозам экспертов, этой весной в зоне затопления окажутся как минимум 16 районов области, расположенных в Заволжье, Прихоперье и вдоль берегов Дона. Сотрудники МЧС на днях выехали в 12 наиболее кризисных районов, чтобы изучить обстановку и помочь местным властям подготовиться к встрече стихии.
Говорить о том, что регион к паводку подготовился, не приходится. В кризисных районах находится 213 укрепительных дамб, плотин и других защитных гидротехнических сооружений, которые являются бесхозными. За ними нет ни надлежащего контроля, ни ухода со стороны местных властей. Поэтому далеко не все из этих плотин и дамб смогут защитить поселки и хутора от наводнения.
Серьезно осложнить работу МЧС во время паводка может несвоевременная расчистка русел рек, игнорирование властями берегоукрепительных работ, самовольная застройка в Волго-Ахтубинской пойме. Кстати, в 2005 году, когда не существовало угрозы такого масштабного наводнения, как теперь, все равно пришлось увеличить водосброс паводковых вод через плотину Волжской ГЭС до 30 тыс. кубометров в секунду в течение месяца. Такой вынужденный режим водосброса создал тогда угрозу затопления левобережья Волги. В нынешнем году интенсивность паводка может заставить власти пойти на более рискованные мероприятия по водосбросу через Волжскую ГЭС, и последствия этого шага не сможет предсказать никто.
Руководители МЧС региона заявили, что готовы в случае необходимости привлечь к работам по ликвидации последствий наводнения 868 человек личного состава, 104 единицы техники, авиацию и подрывные команды, в задачу которых входит организация взрывов льда на реках.
Однако вряд ли эти мероприятия и ресурсы способны будут предотвратить возникновение чрезвычайных происшествий в ходе паводка. Две недели назад депутаты Волгоградской областной Думы выяснили, что региональные чиновники не профинансировали установку защитных дамб в кризисных районах области. На заседании комитета по экологии и природопользованию регионального парламента 15 февраля депутаты установили, что такого низкого уровня финансирования противопаводковых работ – всего 35% запланированных сумм – не было последние десять лет. Попутно выяснилось также, что на некоторые важные экологические направления вообще не было выделено ни копейки.
Депутаты выяснили, что главной причиной недофинансирования стало отнюдь не отсутствие денег в экологическом фонде региона. Денег в нем было достаточно – 60 млн. рублей, из которых на охрану окружающей среды и здоровья волгоградцев потратили лишь треть. Проблема была в затянувшемся выяснении отношений между разными чиновничьими структурами, которые не только формируют природоохранную политику в Волгоградской области, но и распределяют средства из экологического фонда. Это прежде всего Совет экологического фонда, комитет по природным ресурсам и охране окружающей среды администрации региона и государственное учреждение «Экологический фонд Волгоградской области».
«Пока чиновники проверяли и сверяли документы, – заявил депутат Владимир Лобойко, – финансовый год подошел к концу, платежные документы пришли поздно, и часть выполненных работ оказалась неоплаченной». В число таких работ попала и установка противопаводковых дамб. По словам заместителя руководителя регионального управления Росприроднадзора Сергея Селезнева, «несмотря на предостережения специалистов-контролеров, вопросы реконструкции, восстановления гидротехнических сооружений, повышения их безопасности в регионе практически не решаются».
Очевидно, что весенний паводок окажется серьезной проверкой не только для региональных чиновников, но и для руководителей органов местного самоуправления. В октябре прошлого года в области на две трети сменился состав корпуса глав районов. Для большинства нынешних муниципальных начальников противопаводковые мероприятия – совершенно неизведанная сфера деятельности. Предсказать поведение муниципальных чиновников на местах в чрезвычайной ситуации не берется сегодня никто.
Волгоград