0
4864
Газета Регионы России Интернет-версия

21.11.2005 00:00:00

На Волгу, в Городище, в глушь

Тэги: параскева, городище, женский день, родник


Каждая пятница в поселке Городище Волгоградской области – «женский день». Молодые и не очень представительницы прекрасной половины человечества с бидонами, термосами, пластиковыми бутылками идут к колодцу святой Параскевы-Пятницы – главной местной достопримечательности. У родника святой Прасковьи (Параскевы), покровительницы рожениц, можно услышать много удивительных и даже невероятных историй о том, как вода из городищенского колодца помогла избавиться от бесплодия, продлить чей-то род и вылечить целый букет болезней. Наверное, и вправду кому-то помогла, иначе чем объяснить женское паломничество в Городище на протяжении последних ста лет.

 

Коммунистический сруб

 

К колодцу Параскевы-Пятницы ездили всегда. Добраться легко: Городище – это фактически пригород Волгограда, из города-героя на Волге до райцентра Городищенского района можно добраться на маршрутке за 15–20 минут. Родник очень чистой и вкусной воды бьет из-под земли на дне балки, расположенной в самом центре Городища. До конца 80-х годов родник был «диким», не обустроенным. Однако в канун празднования 1000-летия крещения Руси директор местной птицефабрики коммунист Юрий Фролов неожиданно занялся обустройством источника. Над родником возвели деревянный сруб, расчистили площадку от высокой травы и сухих веток. Когда Фролов ушел на пенсию, шефство над колодцем взяли прихожане городищенского храма Всех Скорбящих Радость.

Настоящую массовую женскую демонстрацию можно наблюдать в Городище каждое лето, на день Святой Параскевы. Даже в советские времена в этот день сотни женщин приезжали в поселок в переполненных рейсовых автобусах, на такси и личных автомашинах не только из Волгограда и районов области, но и со всего юга страны, а также из Саратова, Воронежа, Москвы┘

 

Подземный ход для Врангеля

 

С родником Пятницы связано несколько легенд. Одна из них – о подземном ходе, который якобы ведет из городищенского храма к источнику. Ход этот, прорытый еще в XIX веке, был засыпан в 20-е годы, после закрытия храма Всех Скорбящих Радость по приказу новой власти. Время было неспокойное, балки под Царицыном глубокие и глухие, а память о недавней Гражданской войне, в которой Городище «отметилось» в качестве форпоста белых во время боев за Царицын, была еще свежа.

В конце августа 1919 года командующий белогвардейской Кавказской армией генерал-лейтенант барон Петр Врангель лично руководил боем у села Городище и соседнего с ним села Уваровка, в результате которого было остановлено наступление Красной армии на белый Царицын. По словам очевидцев, барон Врангель на своем легендарном черном «Форде» бесстрашно носился под огнем красных по склону Разгуляевской горы, у подножия которой расположено Городище. Одну из решающих ролей в городищенской победе белых сыграли казачьи артиллеристы, огнем своей батареи, выставленной напротив главного сельского храма Всех Скорбящих Радость, подавившие натиск красногвардейских отрядов матросов, латышских стрелков и китайцев. По данным царицынской печати, во время этого боя погибли несколько сотен человек, а Царицын остался под контролем барона Врангеля еще на четыре месяца.

Так что после Гражданской войны советская власть рисковать не стала. Сначала закрыли церковь, а потом засыпали ход. А может, и наоборот. Легенда же осталась. Редкий городищенский мальчишка в 70–80-е годы не забирался глубоким вечером в поисках заветной двери подземного лаза в заколоченную церковь, смотрящую черными пробоинами окон на центральную площадь поселка и расположенные на ней трибуны для райкомовского начальства.

 

Последняя ставка Паулюса

 

Церковь Всех Скорбящих Радость (кстати, единственный в Волгоградской области храм, выдержанный в византийском стиле) построили в Городище в конце XIX века. До этого, по словам нынешнего настоятеля городищенской церкви отца Василия, в 1840 году в селе Городище был организован первый православный приход, а в 1864 году из Царицына привезен деревянный молельный дом с иконой Божьей Матери «Всех Скорбящих Радость». Новую каменную церковь построили на растворе, замешенном на яичных желтках. Поэтому она выдержала не только идеологические кампании «воинствующих безбожников» (долгое время в церкви располагался клуб, склад, хранилище стеклянных бутылок, а позднее библиотека, которая сгорела в 70-е годы во время сильного пожара), но и бои под Сталинградом.

Осенью 1942 года в городищенском храме располагалась сначала последняя перед вступлением в Сталинград ставка командующего 6-й армии вермахта генерала Паулюса, а затем немецкий военный госпиталь. Рядом с храмом, где располагалось дореволюционное старое сельское кладбище, немцы стали хоронить своих погибших в боях и умерших от ран солдат и офицеров. Так прах захватчиков перемешался с прахом первых жителей Городища.

Точное количество погребенных немцев сегодня установить уже невозможно. После окончания Сталинградской битвы специальные бульдозеры смели немецкие могилы в балку, примерно в 500 метрах от родника святой Параскевы. Камни с немецких могил потом были использованы в качестве ограды для первого в поселке послевоенного кленового сквера┘

Городищенский храм начали восстанавливать в самом конце 80-х годов. Однако работы шли далеко не стахановскими темпами. Сегодня реставрационный процесс и вовсе остановился. По словам отца Василия, все упирается в финансы: «Кое-что, конечно, сделали: площадки на колокольне закрыли окна сеткой от голубей, в притворе провели ремонт. Собираемся ставить купола, уже привезли их в разобранном виде┘»

А на месте бывшего немецкого военного кладбища, в сквере рядом с храмом, отец Василий хочет построить воскресную духовно-певческую школу: «Осталось пройти утверждение областным архитектором и получить разрешение на строительство».

 

Кризис идентичности

 

Сегодня в самом поселке мало кто знает, что Городище было создано в 1827 году как поселение крещеных калмыков-казаков, вступивших в Войско Донское, на месте небольшого военного острога XVII века, созданного для обороны Петровского вала от крымских татар. Впрочем, все эти исторические нюансы местных жителей мало волнуют. Гораздо важнее ответ совсем на другой вопрос.

– Алло, скажите, а Городище – это село или город?..

Редкая неделя в редакции городищенской районки «Междуречье» обходится без телефонного звонка читателя с таким вопросом. И вопрос этот далеко не праздный. Городищенцы до сих пор так точно и не знают, кто они на самом деле – горожане или крестьяне. И эта проблема идентичности волнует их уже не один десяток лет:

– Раньше, еще при советской власти, когда выдавали талоны на масло только горожанам, нам, городищенцам, в них отказывали – дескать, вы селяне, не положено. А теперь все сельчане платят за свет 77 копеек, а мы – как горожане, по рубль десять┘

Поселок Городище – один из немногих райцентров Волгоградской области, не имеющий статуса города. И это при том, что Городище расположено на самой окраине Волгограда, практически сливается с городом-героем на Волге через небольшие дачные массивы.

Доступность и близость городской цивилизации наложили отпечаток на селян-городищенцев. По словам волгоградских социологов, менталитет городищенцев практически ничем не отличается от менталитета горожан-волгоградцев. Во время различных выборов, например, Городище голосует точно так же, как и жители областного центра, а совсем не так, как, скажем, соседние райцентры Дубовка или Калач-на-Дону. Из-за этого местные политологи называют Городище «восьмым районом Волгограда», а московские гости – «волгоградскими Химками».

 

Олигархи «На току»

 

Впрочем, сожительство с городом вовсе не гарантирует процветания и успеха. Городище сегодня – это разбитые дороги и неповторимый запах птицефабрики – главного предприятия райцентра. Здесь, на «птичнике», работает основная часть тех, кому удалось найти заработок в родном поселке. Именно поэтому городищенцы очень внимательно реагируют на слухи об эпидемии птичьего гриппа. Новая напасть может лишить работы и средств к существованию сотни человек.

Городищенская молодежь, которой не повезло попасть в бюджетные организации, в основном работает в областном центре. В самом райцентре существуют небольшие частные предприятия – хлебопекарни, фирмы по сбору мебели, мастерские по ремонту обуви и одежды и т.д. Однако полной занятости они не обеспечивают. В фермерских хозяйствах конкуренцию коренному населению все активнее составляют мигранты. В Городище численность приезжего населения уже грозит сравняться с коренным. Очень много армян, чеченцев, а также сезонных рабочих – узбеков, таджиков, китайцев. По словам учителей двух городищенских школ, если раньше в поселке были «чисто русские» классы, то теперь соотношение учеников из коренных и приезжих семей доходит до 50 на 50.

Местная и приезжая молодежь оттягивается на дискотеках и в кафешках. Их в поселке несколько – в районном ДК, кафе «Исток», «Жар-птица», «Арабика», «Лира», «На току». Последнее иногда посещают местные «олигархи» – владельцы магазинов, туристических баз и «помещики»: те, кто сдает в аренду землю приезжим и местным фермерам (под плантации лука, томатов и т.д.) и живет на ренту. Впрочем, «на ток» олигархи заходят отдохнуть редко. В основном городищенская буржуазия предпочитает экспресс-отдых на Дону или побережье Черного моря. Местное население активно распространяет слухи о невероятном бытовом пьянстве некоторых «олигархов» и смакует подробности расстройств желудков «хозяев жизни». Эдакая форма классовой борьбы┘

 

Дозировочку не рассчитали

 

Пригородный статус поселка Городище сделал его не только престижным местом для строительства дач и коттеджей волгоградской бизнес-элиты (так называемый «Кулацкий поселок» на городищенской окраине), но и для криминального сообщества региона. Райцентр Городищенского района, по словам работников милиции, является одним из наиболее криминогенных поселений области. Бандиты, совершающие преступления в Волгограде, как правило, чтобы «залечь на дно», бегут в Городище.

Влияние криминала и невнятные перспективы молодежи на жизнь привели к настоящему наркотическому буму в бывшем поселении крещеных калмыков. По словам городищенцев, наркоманы «варят коноплю прямо в квартирах, жуют и пьют все, что дает кайф, а потом расползаются по домам; машины по вечерам едут на небольшой скорости, чтобы ненароком не задавить какого-нибудь из них».

Сегодня в Городищенской ЦРБ в отделении токсикологии лежат несколько учеников средних классов. По словам медиков, несколько дней назад пацаны на перемене купили в аптеке феназепам, растворили его в спрайте и выпили – «для кайфа». Что поразило врачей – о содеянном не жалеют: «Говорят, с дозировкой переборщили. Впредь будут умнее┘»

 

Памятник героям Сталинградской битвы на главной улице Городища, носящей имя генерала Василия Чуйкова. Прихожане храма особенно почитают образ Божией Матери «Всех Скорбящих Радость».
Единственный в Волгоградской области храм, выдержанный в византийском стиле, построен в конце XIX века, пережил и войну, и гонения на православие. Пригородный поселок стал  престижным местом  для строительства дач и коттеджей волгоградской бизнес-элиты.
Фото автора

 

Городище, Волгоградская область.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Казахстан рассмотрел в Китае ключевого партнера

Казахстан рассмотрел в Китае ключевого партнера

Виктория Панфилова

Пекин использует ШОС для продвижения своих экономических и военно-политических интересов

0
1385
Пашинян прильнул к России

Пашинян прильнул к России

Артур Аваков

Евросоюз не ответил Армении взаимностью

0
1867
В Госдуме готовят закон о временных гастарбайтерах

В Госдуме готовят закон о временных гастарбайтерах

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Завоз иностранной рабочей силы исключительно по оргнабору оставляет лазейки для нелегалов

0
1421
В жилищно-коммунальной отрасли задумались о беспредельных тарифах

В жилищно-коммунальной отрасли задумались о беспредельных тарифах

Анастасия Башкатова

Платежи россиян пока не покрывают расходов на обновление изношенных сетей

0
2333

Другие новости