Герман Греф озадачен растущими ценами на топливо.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Вчера во Владивостоке прошло совещание по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока. В нем приняли участие три федеральных министра – глава Минэкономразвития Герман Греф, Минприроды Юрий Трутнев и Минтранса Игорь Левитин. Одна из главных тем – подготовка к зиме. Специалисты уже сегодня прогнозируют «ледяной кошмар» в регионе. И все из-за резкого роста цен на топливо. Накануне, заметим, полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Константин Пуликовский, по его словам, «подписал шифровку на имя Владимира Путина о том, что при таких ценах на мазут мы не сможем приобрести необходимый объем топлива для обеспечения теплового режима и часть проблемных территорий будет откровенно замерзать».
Главные кандидаты на превращение «в ледышку» – Сахалин, Камчатка и Корякский автономный округ. Глава последнего Олег Кожемяко, похоже, встревожен больше всех – на свой пост он был назначен благодаря тому, что его предшественника президент РФ отправил в отставку как раз из-за неподготовленности к зиме. Впрочем, нет покоя и у остальных глав регионов. Глава Камчатки Михаил Машковцев, по его словам, уже обратился в правительство и к президенту с просьбой ввести квотирование экспорта нефти, чтобы взять под контроль ситуацию с поставками топлива на внутренний рынок. То есть, по мнению Машковцева, топливный кризис в стране вызван сговором нефтяных компаний.
В этом суждении «начальник Камчатки» не одинок. Главы сибирских областей давно уже заваливают администрацию президента подобными письмами. На днях к ним начали присоединяться руководители европейских регионов, которых волнует не только предстоящая зима, но и срывающаяся уборка урожая.
При этом губернаторы не балуют наблюдателей разнообразием тактики. Письмо на имя президента и заявление в прессе с требованием «прищучить зарвавшихся нефтяных королей». Логика проста. Для нефтяных компаний сегодня нет страшнее зверя, чем федеральный Центр. Потому что нет желающих повторить судьбу опального ЮКОСа. Вот губернаторы и стараются, пытаясь надавить на нефтяников через президента и правительство.
На прошлой неделе губернатор Волгоградской области Николай Максюта вообще довольно прозрачно намекнул на необходимость национализации нефтяных компаний. «Если мы были бы совладельцами нефтезаводов, скважин, где добывают нефть, тогда что-то бы делали, – посетовал Максюта. – А мы сегодня не совладельцы и не являемся акционерами. Вообще в этих рыночных условиях не имеем возможности влиять на ценовую политику компаний, которые реализуют или добывают нефть».
Волгоградского губернатора тут же поддержал один из лидеров «Единой России», глава комитета Госдумы РФ по труду и социальной политике Андрей Исаев, заявивший, что «резкое повышение цен на бензин – это результат монопольного сговора». При этом Исаев, правда, оговорился, что не может стопроцентно утверждать наличие «монопольного сговора», но убежден, что этот факт будет доказан следствием. И даже пригрозил нефтяникам созданием парламентской комиссии по расследованию деятельности нефтяных компаний, действующих «самым наглым образом». Мол, «им надо вытащить деньги из кармана пенсионеров, чтобы купить яйца Фаберже». Трогательная забота одного из авторов закона о монетизации льгот о пенсионерах, конечно же, умиляет, но в целом тенденция, согласитесь, любопытная.
К антиолигархической компании подключаются общественные и политические организации регионов. На Алтае ряд организаций, в том числе Алтайский союз предпринимателей, Союз крестьянских и фермерских хозяйств, Республиканская партия и другие начали акцию «Цены на бензин – не роскошь, а средство передвижения». Любопытно, что в обращении, которое направили эти организации на имя Михаила Фрадкова, особо подчеркивается, что в регионах Сибирского федерального округа ценовая политика в значительной степени определяется Омским нефтеперерабатывающим заводом, принадлежащим компании «Сибнефть», фактический владелец которой Роман Абрамович «хорошо известен россиянам неоднократным приобретением яхт, замков и футбольных клубов за пределами Российской Федерации, в то время как в России деятельность его предприятий ставит под угрозу социально-экономическое развитие целых регионов». Кстати, Чукотка, которую возглавляет Абрамович, является единственным северным регионом округа, куда солярку и мазут завезли в полном объеме. Заметим также, что инициаторы акции обратились к руководству Федеральной антимонопольной службы и территориального управления ФАС по Алтайскому краю с просьбой расследовать возможный факт сговора участников рынка нефтепродуктов.
Но если на Алтае пока пишут челобитные, в Новосибирской области перешли к более активным действиям. В минувшую пятницу более трехсот сельхозтоваропроизводителей региона перекрыли федеральную трассу «Байкал» в знак протеста против роста цен на бензин.
Очевидно, это не последняя акция протеста. К примеру, в конце прошлой недели на всех АЗС Магадана цены на бензин и дизельное топливо повысились сразу на один рубль. Стоимость литра самого ходового Аи-92 достигла 19 рублей 85 копеек. По словам генерального директора ООО «Магаданнефто» Игоря Озимка, во всем виновата компания «Роснефть», которая увеличила до 2,5 тыс. руб. цену за тонну горючего. И, как прогнозируют специалисты, это не последнее повышение – к декабрю цены на топливо вырастут на полтора-два рубля.