Мэр Владивостока Владимир Николаев возвращается к проектам своего предшественника. На последнем заседании Думы города администрация предложила депутатам рассмотреть положение «О залоговом фонде», подписанное бывшим мэром Юрием Копыловым. Проект положения совсем немного не дотянул до своего трехлетия, и для многих политиков его реанимация явилась своего рода знаком к очередным переменам в городе.
Как утверждается в преамбуле положения, «залоговый фонд создается в целях инвестиционной привлекательности Владивостока и залогового обеспечения крупных инвестиционных проектов, имеющих большую значимость для города». Звучит вроде бы красиво, но вся эта красота была рассчитана на инвестиционный форум организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), который состоялся во Владивостоке 3 года назад. По большому счету, и тогда депутаты Думы считали, что положение появилось скорее для галочки, нежели действительно имело далеко идущие цели.
«Это был мертворожденный проект, являвшийся элементом политического пиара накануне форума АТЭС, – вспоминает экс-депутат Герман Зверев. – Мы даже не стали его рассматривать, поскольку, во-первых, залоговые фонды не имеют под собой достаточной правовой основы. Во-вторых, практика залоговых фондов в нашей стране почти отсутствует. Единственный случай имел место только в Перми, где был заключен контракт с французской компанией на модернизацию водного хозяйства города. Но там фонд создавался под конкретный проект, и в качестве залога выступало не муниципальное имущество, а платежи граждан. Ну и, наконец, в-третьих, с юридической точки зрения положение написано крайне неряшливо. Мы предложили городской администрации его доработать, но после форума мэр о нем тут же забыл».
За три года положение о залоговом фонде никаких изменений не претерпело. Первый заместитель городского главы Константин Стоценко подчеркнул, что администрация ничего нового не вносит, а просит рассмотреть проект, который находится в гордуме. Депутаты просьбу администрации уважили и приняли положение в первом чтении. После этого многие предприниматели заговорили о том, что теперь действительно можно уезжать из города. Предприниматели опасаются, что арендуемое ими муниципальное имущество окажется в залоге у «инвесторов», близких к мэру Николаеву.
Аппетиты у нового мэра и его приближенных и в самом деле немаленькие. Как заявил недавно на одном из своих рабочих совещаний главный федеральный инспектор по Приморскому краю Евгений Авакумьянц, к нему поступает информация о том, что с предпринимателей требуют какие-то отчисления, и даже городские кладбища вынуждают платить оброк.
«Неудивительно, что приморские деньги сегодня всплывают, например, в Хабаровске, а во Владивостоке бизнес чувствует себя не очень уютно», – сказал, в частности, Евгений Авакумьянц.
Однако мэр Владивостока, конечно же, понимает, что все городское хозяйство ни ему, ни его приближенным просто «не переварить». Скорее речь идет о самых лакомых кусках городской собственности, которая может отойти к близкому к городской администрации бизнесу. Ну а в том, что в данном случае можно говорить о конкретном бизнес-проекте чиновников, убеждает хотя бы то обстоятельство, что положение принимается без представления инвестиционных проектов. При этом мэрия всячески саботирует прохождение положения о ТОСах, которые и сами могли бы заняться благоустройством придомовых территорий без передачи в залог муниципального имущества. Кроме того, прежний состав Думы изначально настораживал тот факт, что, согласно положению, управлять залоговым фондом практически бесконтрольно будет рабочая комиссия во главе с первым заместителем мэра Владивостока.
Вполне вероятно, что положение о ТОСах будет принято тогда, когда заработает положение о залоговом фонде, а городское имущество окажется в нужных руках. В этом случае даже самоорганизации граждан волей или неволей окажутся вовлечены в бизнес-проекты чиновников.
Владивосток