Ученый-этнограф Владимир Владыкин знает все о вере удмуртского народа.
Фото Александра Нелюбина
Один из самых известных людей Удмуртии этнограф профессор Владимир Владыкин не просто любит свой народ, он умеет говорить и писать о нем. Владыкин создает фундаментальную удмуртскую этнографию. В своей книге «Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов» он систематизировал неизвестные факты из прошлого удмуртского народа.
Владимир Емельянович вырос в поселке Кез, где лежат истоки Камы и живут в глухих лесах кержаки-староверы. И когда сельский паренек, выпускник Можгинского педучилища, поступил в МГУ на исторический факультет, он и не знал о такой дисциплине, как этнография. Правда, путь в эту науку был извилистым, так как мешала многосторонняя одаренность: с юности Владимир пробовал писать стихи, прозу, благодаря красивому певческому голосу во время учебы в МГУ даже выступал в Колонном зале Дома союзов в одном концерте с эстрадными звездами той поры – Майей Кристалинской, Аллой Иошпе и Стаханом Рахимовым. Был вхож в семью Самуила Маршака, который познакомил его с Георгием Свиридовым, Львом Кассилем, Александром Твардовским. Последний советовал: «Забирай документы из МГУ и поступай в Литературный».
Мог стать профессиональным переводчиком и ездил в этом качестве в Индию и Афганистан. Его брали на работу в ООН. Но Владимир выбрал этнографию. «И не жалею, – твердо говорит профессор. – Это – наука о народах во всех их проявлениях. Что может быть интереснее?»
В итоге в шестидесятые годы Владыкин оказался первым и единственным ученым-удмуртом, который занялся этнографией своего народа. У каждого народа есть нечто, представляющее всеобщий интерес. По убеждению Владыкина, у удмуртов это уникальная глубинная философия жизни. Оказалось, у удмуртов сохранилось языческое мировоззрение, вписанное в природное и социальное окружение. Почти гармония. Удмурты – лесной народ, который живет в Приуралье между Волгой и Камой, как явствуют раскопки, несколько тысячелетий. Лес, зона рискованного земледелия сыграли огромную роль в его формировании и выживании.
Народ этот уникален и тем, что сохранил остатки воршудно-родовых комплексов. Это может пролить свет на потерянные традиции других народов. Неспешный ритм жизни лесных людей законсервировал многое. Удмуртский язык архаичен. Он очень сложный. Это агглютинативный (склеивающий) язык, в отличие от европейских – флексивных, строящихся на окончаниях и приставках. Например, удмуртское слово «сюлэмшугъяськонъесы» переводится как «мои сердечные затруднения». Не говоря уже о 18 падежах и огромном числе спряжений глаголов.
Удмурты по численности населения среди финноугров России занимают второе место после мордвы. Не зря писал Сергей Есенин: «Затерялась Русь в Мордве и Чуди». Мордовско-чудское, финноугорское для России очень серьезное, фоновое, субстратное явление, на котором развивается русская культура. И чем дальше мы уходим в глубь веков, тем более паритетные отношения между культурами видим.
Потом начался какой-то слом. Развитие финноугорских этносов, и удмуртов в частности, замедляется, зато делают рывок славяне. Лев Гумилев заметил, что каждый этнос, как человек, рождается, развивается, умирает. «Не думаю, что удмурты исчерпали свой жизненный ресурс, – говорит этнограф. – Мы оказались между славянско-христианским и тюркским мирами с нашей языческой сущностью, и нам предложено было вписаться в новые условия. Процесс идет трудно. Христианизация привела к двоеверию. У удмуртов, как и у многих северных народов, отсутствует специальный фермент, который поглощает алкоголь, и потому они склонны к алкогольной зависимости. И все же мы сохранились. Исчезли гунны, печенеги, сарматы и многие другие народы. Мы же сберегли свое имя, язык, обычаи, культуру».
Владимир Емельянович может говорить о своем народе долго и с упоением, здесь и сказывается его литературный дар: «Любой народ – это уникальное подарочное издание природы и культуры, он как звезда на небе. Когда одна погаснет, могут не заметить. Но, по большому счету, на небе становится темнее. И потому нужно относиться бережно к каждому. Грустно, когда уходит человек. Когда уходит народ – это страшно».
Но белых пятен в удмуртской этнографии еще много. Доктор исторических наук Владимир Владыкин считает, что хорошо бы разобраться хотя в таком «простом» вопросе, как самоидентификация. Почему один человек считает себя удмуртом, а другой нет. Кстати, почти все книги Владыкина написаны как минимум на двух языках – на русском и удмуртском.
═
Ижевск