Вчера на основании вердикта присяжных в Северо-Кавказском окружном военном суде вынесен оправдательный приговор спецназовцам ГРУ, обвиняемым в убийстве шестерых мирных жителей Чечни. Заседатели посчитали, что группа Эдуарда Ульмана, включая самого капитана, а также лейтенанта Александра Калаганского, прапорщика Владимира Воеводина и майора Алексея Перелевского, действовала в рамках предоставленных им полномочий: бойцы обязаны были подчиниться приказу командира.
Председательствующий на процессе Станислав Жидков охарактеризовал вердикт как вполне «ясный» и объявил каждого из подсудимых оправданным по всем предъявленным им статьям. Согласно обвинительному заключению, 11 января 2002 года при выполнении спецоперации по поимке Хаттаба в Шатойском районе Чечни бойцы 641-го отряда спецназа ГРУ из Новосибирска обстреляли «уазик», водитель которого отказался остановиться. Когда выяснилось, что в машине находились мирные жители, Ульман и его товарищи, по их же собственному признанию, получили приказ «сделать из свидетелей «груз 200». Невинных людей расстреляли, а для того, чтобы замести следы, машину с их трупами облили бензином и подожгли.
Это был уже повторный процесс, в ходе которого допросили более 40 свидетелей. Линия защиты обвиняемых по-прежнему строилась на том, что их подзащитные никак не могли ослушаться приказа командира. В своем последнем слове все подсудимые заявили, что не считают себя виновными в убийстве мирных граждан. По словам Александра Калаганского «данный приказ прошел тройную фильтрацию» – руководителя спецоперации, его зама по разведке и командира разведгруппы.
Утверждение адвокатов потерпевших о том, что наличие приказа не может являться оправданием убийства беззащитных людей мирных профессий, присяжные во внимание не приняли. Как и позицию обвинения, утверждавшего, что капитан Ульман нарушил положения «Руководства по боевому применению спецназа» и устав внутренней службы, гласящие, что приказы вышестоящего начальства не должны идти вразрез с требованием УК.
Присяжные рассудили иначе. Заметим, что еще в начале процесса адвокаты требовали распустить коллегию из 12 присяжных. По словам адвоката Магомеда Гандаур-Эги, в коллегию вошли в основном русские, а они не могут быть беспристрастными в ходе рассмотрения данного дела. Кроме того, адвоката беспокоило наличие среди присяжных нескольких жителей Майкопа, где дислоцируется 131-я мотострелковая бригада (которая почти полностью была уничтожена в декабре 1995 года при штурме Грозного). Однако это ходатайство было отвергнуто, так как нельзя выражать недоверие присяжным по национальному признаку.
Между тем вердикт присяжных вызвал бурю негодования в Чечне. На днях в центре Грозного прошел многочисленный митинг против оправдательного приговора группе Ульмана. Родственники погибших объявили, что если военные не понесут заслуженного наказания, они эмигрируют из России, как это сделали родители Эльзы Кунгаевой, убитой полковником Будановым. Свое недовольство высказало и руководство Чечни. Во вторник Госсовет республики выразил официальный протест против приговора.
Главная военная прокуратура также намерена добиваться пересмотра решения суда присяжных. «То, что суд присяжных второй раз оправдал действия Ульмана, к вопросам правосудия не имеет отношения. Речь идет о совести, о правосознании россиян», – заявил главный военный прокурор России Александр Савенков.
Адвокаты потерпевших намерены в очередной раз обжаловать приговор суда. Хотя, по мнению родственников убитых чеченцев, другим он может стать только после того, как поменяются настроения в обществе.
Ростов-на-Дону