Очередной виток охлаждения отношений наметился между Усть-Ордынским Бурятским автономным округом и Иркутской областью. Автономию не устраивает, что, согласно новому законодательству, федеральные трансферты перечисляются не напрямую, как ранее, а через головной субъект Федерации. Более того, власти округа заявляют о недопуступлении средств из Иркутской области. Согласно данным пресс-службы администрации Усть-Ордынского округа, плановые субвенции на реализацию полномочий органов госвласти округа в первом квартале 2005 года составляют 446 млн. руб., в то время как реально поступило на 29 млн. меньше.
Между тем руководитель главного финансового управления Иркутской области Владимир Пашков заявил, что в первом квартале область свои обязательства перед автономией выполнила в полном объеме. В бюджет округа перечислено более 565 млн. руб. По его словам, перечисление денежных средств осуществляется в строгом соответствии с договором, который 24 января подписали руководители двух субъектов РФ.
Согласно Закону «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации», трансферты из Москвы для составных регионов должны перечисляться через управление казначейства головного субъекта, если иное не предусмотрено законами регионов. 6 декабря 2004 года округ и область подписали договор, предусматривающий перечисление федеральных трансфертов напрямую в автономию. Сделано это было, как выяснилось, с опозданием, а потому Законодательное собрание Иркутской области отказалось ратифицировать декабрьский договор, так как ратификация повлекла бы необходимость внесения изменений в федеральный бюджет, который к этому времени уже сверстали. Ситуацию мог бы выправить только новый договор, предусматривающий выделение финансовой помощи округу через областной бюджет. И такой договор между округом и областью был подписан.
Однако власти автономии не оставляла идея получать деньги из федерального Центра. Дума Усть-Ордынского округа предложила иркутским законодателям ратифицировать договор от 6 декабря. Недавно иркутские депутаты приняли решение отклонить предложенный законопроект о ратификации договора. Как пояснил «НГ» вице-спикер Законодательного собрания Геннадий Истомин, иного решения и быть не могло, поскольку до сих пор действует более поздний договор.
Непросто складываются отношения округа и области и по партийной линии. На сессии окружной Думы ее спикер, секретарь Усть-Ордынского отделения «Единой России» Ирина Морохоева обвинила фракцию депутатов-единороссов Иркутского областного парламента в «политической некорректности». По ее словам, они пытаются активизировать работу на территории округа, но не имеют права вторгаться на чужую территорию, так как в округе имеется своя организация. Как сообщил «НГ» осведомленный источник, такая реакция была вызвана распределением депутатов-единороссов по территориям. Согласно решению фракции ЕР в Законодательном собрании, за Усть-Ордынским округом закреплялась вице-спикер областного парламента Людмила Берлина, бывший заместитель прокурора округа. Чем не устраивает эта кандидатура спикера окружной Думы, можно только догадываться.
Впрочем, подоплеку последних событий в отношениях между округом и областью многие наблюдатели по-прежнему видят в неизбежном объединении двух субъектов РФ. Разговоры об этом особенно усилились после успешного референдума в Красноярском крае. Окружная элита последние годы достаточно энергично блокировала все действия и инициативы, направленные на объединение. Руководство глубоко депрессивной территории нещадно эксплуатировало тему более высокой бюджетной обеспеченности округа по сравнению с промышленно развитой Иркутской областью.
Свое отношение к укрупнению регионов озвучил и президент Бурятии Леонид Потапов. По его мнению, создавать новый субъект РФ нужно на основе объединения Иркутской, Читинской областей, Бурятии и двух национальных округов.
Иркутск