В Иркутской области завершен первый этап реформы местного самоуправления. Сформировано 27 муниципальных районов, девять городских округов, 67 городских и 289 сельских муниципальных образований. Установление их границ и определение статуса не обошлось без споров.
Так, в Верховном суде рассматривается иск муниципального образования «Город Нижнеудинск» о несогласии с тем, что город согласно решению областного парламента включен в Нижнеудинский район на правах городского поселения. Есть претензии к областным законодателям и у Ангарского муниципального образования, претендующего на статус городского округа.
Однако, по мнению специалистов, главные проблемы впереди. До первого января, например, должно быть проведено перераспределение имущества между различными уровнями власти. Однако, как сообщила председатель комитета по управлению государственным имуществом Иркутской области Нина Горячих, правительством РФ до сих пор не определены порядок передачи имущества и четкое разграничение имущества по уровням власти.
Еще большую головную боль вызывает вопрос формирования бюджетов муниципальных образований. Большинство территорий уже сейчас являются остродефицитными из-за перераспределения налоговой базы и вынесения на муниципальный уровень некоторых социальных обязательств. Так, в Усть-Куте 100% бюджетных средств уходит на выплату заработной платы. Как заявил корреспонденту «НГ» вице-спикер Законодательного собрания Геннадий Истомин, многие муниципальные образования, особенно сельские, ждут колоссальные трудности: «Мы прекрасно знаем, что на уровне поселений будут два основных источника доходов – налог на имущество и земельный налог. В селах и деревнях дома простояли по несколько десятков лет, и специалисты БТИ не проводили их оценки, паспортов нет. Сейчас необходимо выполнить громадный массив работы, чтобы предоставить необходимые данные в налоговые органы».
Аналогичная ситуация, по словам Геннадия Истомина, может сложиться и со сбором земельного налога, поскольку во многих сельхозпредприятиях землю раздали дольщикам, но паи должным юридическим образом не оформили, не провели межевание границ: «На основании чего и как будет взиматься земельный налог, неясно до сих пор». Кроме того, у нынешних муниципальных образований накопилось порядка шести миллиардов кредиторской задолженности, которую вряд ли возьмут на свои плечи вновь образованные муниципалитеты.
Актуальна и кадровая проблема. В области появится 392 муниципальных образования со своим штатом. Такого количества управленцев и специалистов, признался вице-спикер, сейчас нет. К власти могут прийти неподготовленные люди, что только увеличит хаос. Кроме того, содержать разросшуюся армию чиновников будет весьма непросто для дотационных территорий. Ведь потребуются деньги и на депутатский корпус, так как согласно федеральному законодательству Думы городов и районов имеют право на 10% освобожденных депутатов.
Впрочем, федеральную власть проблемы реализации муниципальной реформы, судя по всему, не пугают. Остались без внимания призывы немалого числа субъектов РФ о переносе реформы на более поздний срок, отклонены практически все поправки регионов в федеральное законодательство. В конце года эксперты прогнозируют социальный взрыв. И тем не менее власти Прибайкалья, судя по прозвучавшим в СМИ заявлениям, пока намерены следовать графику и духу муниципальной реформы.
Иркутск