В горах Чечни продолжаются поиск и ликвидация баз террористов.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)
Крупная база боевиков ликвидирована возле родового села Шамиля Басаева Дышне-Ведено Веденского района Чечни. Как заявил вчера официальный представитель Регионального штаба по управлению контртеррористической операцией на Северном Кавказе генерал-майор Илья Шабалкин, «при приближении к базе подразделение федеральных сил подверглось обстрелу из стрелкового оружия, после чего по боевикам был нанесен артиллерийский удар». По предварительным данным, уничтожено семь боевиков, нескольким из них, в том числе и получившим ранения, удалось скрыться. На базе, представлявшей собой несколько блиндажей и палаток (по периметру которых располагались окопы и самодельные управляемые взрывные устройства), обнаружено большое количество оружия и боеприпасов, лекарства и медикаменты.
Надо заметить, что подобные базы в Чечне встречаются часто (тем более в горах) и ликвидируются, как следует из сводок РОШ, по несколько «штук» ежемесячно. Достаточно сказать, что в наградных документах на присвоение звания Героя России первому вице-премьеру Чечни Рамзану Кадырову особо отмечается, что «с января 2003 года под его руководством бойцы службы безопасности президента Чеченской Республики уничтожили более ста баз бандитов». При этом встречались базы и покрупнее (вмещавшие до сотни боевиков), и более оснащенные, чем уничтоженная под Дышне-Ведено. Однако, как заявил вчера Илья Шабалкин, «с учетом оснащения базы медицинским оборудованием, системами охранения и наличия заминированных подходов можно предполагать, что здесь могли находиться наиболее одиозные главари бандформирований». Более того, Шабалкин не исключает, что «сам Шамиль Басаев мог ее периодически посещать». На каком основании генерал сделал такой вывод, совершенно непонятно. Тем более что опознание боевиков, по его словам, не представляется возможным «ввиду их массированного поражения в результате артиллерийского удара».
Заметим, что впервые за последние дни к активным контртеррористическим операциям приступили чеченская милиция и служба безопасности президента Чечни. Рамзан Кадыров лично возглавил две тысячи «штыков», которые в понедельник начали зачистку Веденского района. На окраине Дышне-Ведено они приняли бой с боевиками, но последним удалось уйти, несмотря на ранения (на месте боя обнаружены следы крови). Судя по всему, главная цель Кадырова – поиск и ликвидация Басаева. В конце прошлой недели Рамзан Кадыров публично пообещал поймать «террориста номер один»: «Мы этого бандита, Басаева, до 9 мая уничтожим».
Видимо, Рамзан Кадыров пытается выполнить свои «повышенные обязательства». Тем более что его «гвардия» после уничтожения Масхадова оказалась отстранена от последних крупных антитеррористических операций, проводимых как в Грозном, так и в других районах Чечни. Это значительно понизило политический вес Рамзана, который попытался компенсировать «потери» громкими заявлениями о том, что «на 99 процентов знает, кто убил Ахмада Кадырова», и обещанием до Дня Победы ликвидировать Басаева.
Заметим, что вчера глава парламентской комиссии по расследованию трагедии в Беслане Александр Торшин заявил в интервью одному из центральных изданий, что у комиссии есть основания считать, что именно Масхадов и Басаев были организаторами теракта и осталось «найти заказчика». Между тем ранее правоохранительные органы неоднократно заявляли, что этот теракт был заказан как раз Масхадовым и Басаевым. Теперь получается, что они всего лишь рядовые исполнители, как, к примеру, непосредственный участник захвата школы Нурпаши Кулаев, предварительные слушания по делу которого начались вчера в Верховном суде Северной Осетии.
Примечательно, кстати, что вчера во Владикавказе государственный обвинитель по делу Кулаева, заместитель генпрокурора РФ Николай Шепель заявил, что «на юге России действует законспирированная международная террористическая организация, целью которой стоит создание мусульманского халифата и отделение Северного Кавказа от Российской Федерации».