Посредническая миссия, которую взял на себя полпред президента в Южном федеральном округе Дмитрий Козак, организовавший в Ростове-на-Дону «примирительную» встречу президентов Ингушетии и Северной Осетии, судя по всему, закончилась полным провалом. Пресс-секретарь президента Северной Осетии Игорь Дзантиев категорически опроверг факт подписания Александром Дзасоховым «плана совместных действий по решению вопросов, касающихся урегулирования последствий осетино-ингушского конфликта 1992 года». Причина: «В связи с рядом принципиальных вопросов, по которым в ходе обсуждения не было достигнуто согласие». О том, что такой документ подписан обеими сторонами, накануне сообщила пресс-служба президента Ингушетии Мурата Зязикова.
Напомним, что проблема границ между двумя республиками и возвращения беженцев обострилась в связи с началом реализации в субъектах страны федерального закона о местном самоуправлении (парадокс, но главный инициатор и разработчик этого документа – Дмитрий Козак). Ингушетия оказалась единственным регионом России, где не определены административные границы республики, так как парламент отказался обсуждать закон «О муниципальных образованиях Республики Ингушетия».
Основные разногласия в парламенте Ингушетии возникли вокруг вопроса о землях Пригородного района Северной Осетии, которые принадлежали ингушам до их депортации в 1944 году. По мнению депутатов, границы муниципальных образований Ингушетии должны быть обозначены с учетом ранее входивших в ее состав территорий. Об этом говорит и «Закон о реабилитации репрессированных народов», который предполагает возвращение этим народам отторгнутых у них ранее земель. Однако указанный закон вступает в некоторое противоречие с российским законодательством, согласно которому границы между субъектами Федерации могут быть изменены только с их взаимного согласия. Народное собрание Ингушетии полагает, что сначала нужно вернуть республике «спорные территории», а уже потом определять границы муниципалитетов.
«Встреча в Ростове и не могла ни к чему привести, – заявил «НГ» политолог Мурад Мешхоев. – Зязиков и Дзасохов встречались уже не единожды. Последний раз после прямого указания президента РФ Владимира Путина во Владикавказе в 2002 году они подписали 159-е по счету Соглашение по Пригородному району. Но ничего не изменилось. Поэтому в Магасе, правда не на официальном, а на общественном уровне, требуют перенести решение вопроса на федеральный уровень».
Но федеральный Центр, похоже, не знает, как решить проблему. Как, впрочем, и президенты Дзасохов и Зязиков. Понятно, почему пресс-служба главы Ингушетии заявила о достигнутых соглашениях. Ингушетия бурлит, на 16 апреля, кстати, назначен очередной митинг общественного движения «Ахки-Юрт», требующего вернуть Пригородный район, 28 апреля оппозиция выйдет на митинг с требованиями отставки Мурата Зязикова, поэтому президенту Ингушетии нужно успокоить массы.
Совершенно объяснимо и то, почему не подписал соглашение Александр Дзасохов. В республике подобный шаг имел бы крайне негативные последствия. «Есть официальное выступление президента Северной Осетии на митинге, – утверждает председатель Народного собрания Ингушетии Махмуд Сакалов. – Когда его просили уйти в отставку, он говорил: «А кто из вас может обвинить меня в том, что я открыл хоть один населенный пункт для возвращения ингушей?» Естественно, в этой ситуации два народа просто не могут нормально сосуществовать.
По мнению конфликтолога Арсена Мерзоева, ситуация в Магасе будет еще более обостряться. За 13 лет, прошедших после осетино-ингушского конфликта, домой по-прежнему не могут вернуться 20 тысяч ингушей – вынужденных переселенцев. При этом в пять сел им доступ вообще закрыт – они переведены в так называемую водоохранную зону, где проживание или запрещено, или ограничено. Хотя, как утверждают власти Ингушетии, площадь водоохранной зоны увеличена в нарушение действующего законодательства.
При этом и Зязиков, и Дзасохов, встречаясь с президентом страны, говорят о стабильной и предсказуемой ситуации в свой республиках. А в отношении митингов протеста в Назрани Мурат Зязиков вообще сохраняет олимпийское спокойствие. «Есть нормальный демократический путь, – заявил президент Ингушетии на недавней встрече с Владимиром Путиным в Сочи. – Мы работаем со всеми партиями, движениями». И это сказано после того, как власти республики не допустили митинга оппозиции, блокировав место проведения акции бронетехникой и плотным кольцом из военнослужащих и милиционеров.
Заметим, что проблема Пригородного района в очередной раз была актуализирована вскоре после бесланской трагедии, когда в столице Северной Осетии на площади Свободы проходили многочисленные митинги протеста с требованиями отставки президента Александра Дзасохова и лозунгами «Осетия без ингушей!». Тогда всерьез опасались возобновления вооруженного конфликта между двумя народами. Трагедии удалось избежать.
Между тем впереди празднование 235-летия вхождения Ингушетии в состав России. Как рассказал Зязиков на той же встрече в Сочи, его будут отмечать осенью. А значит, проблема Пригородного района, в ближайшее разрешение которой, похоже, не верят ни в Магасе, ни во Владикавказе, ни в Ростове-на-Дону, будет вновь актуальна. И если не поспешить с ее решением, закончиться «борьба из-за межи» может печально.